Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
30 июля 2018
797

Брунейский международный финансовый центр» (БМФЦ)

Main an

 

Развитие банковской сферы и растущие финансовые возможности Брунея способствовали более активной интеграции страны в мировой финансовый рынок.

Важный шаг в этом направлении был сделан в 2000 г. когда Министерством финансов страны было принято решение о создании Брунейского международного финансового центра (БМФЦ), (Brunei International Financial Center).

Одной из стратегических задач при формировании центра было создание условий для притока в страну международного капитала, новейших технологий в банковской сфере, повышение уровня квалификации банковских служащих и формирование отряда высококвалифицированных национальных профессиональных финансистов мирового уровня.

Для эффективного функционирования финансового центра был принят ряд законодательных актов, в том числе Закон о порядке деятельности международных и совместных компаний, Закон о международном трасте, Закон о лицензировании зарегистрированных агентов и доверительных собственников, Закон о страховании, Закон о запрете отмывания денег и др.

Принятые Законы предусматривают предоставление нерезидентам значительных налоговых и других льгот, что обеспечивает БМФЦ высокую конкурентоспособность по сравнению с другими международными финансовыми центрами.

Принятые законы фактически обеспечили БМФЦ статус оффшорной зоны, что в свою очередь способствовало расширению и диверсификации финансовых услуг, создание эффективной безопасной финансовой инфраструктуры для ведения международного бизнеса, развитие внешних связей, привлечение финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов.

Таким образом в настоящее время в Брунее действуют параллельно две законодательные базы. Первая, основанная на английской системе права, под юрисдикцию которой подпадают компании резидентов.

Компании-резиденты Брунея платят налоги на прибыль, полученную как в стране, так и за ее пределами. Налог на доходы компаний взимается по ставке 30%.

Султанат Брунея заключил соглашения об избежание двойного налогообложения с 4 странами: Великобританией (1950), Индонезией (2000), Китаем (2004), Сингапуром (2005),

Основные положения этих международные соглашений не распространяются на оффшорные компании Брунея.

Вторая законодательная база обеспечивает специальный правовой льготный инвестиционный режим для оффшорных компаний зарегистрированных в БМФЦ.  

Оффшоррные компании в Брунее платят налоги на доходы, полученные только в пределах страны. Налог на прирост капитала, налог на недвижимость и имущество не взимается.

При регистрации в БМФЦ компания получает сертификат позволявший не платить указанные налоги в течении 10 лет.

Для оффшорных компаний отсутствует требования по оплате уставного капитала. Компании, зарегистрированные в БМФЦ не обязаны сдавать аудиторский и бухгалтерский отчеты, если они не имеют страховую или банковскую лицензию.

Созданный в Брунее благоприятный инвестиционный климат побуждает многие крупные международные компании рассматривать Бруней как региональную и даже глобальную базу для проведения финансовых операций.

В результате к середине 2005 г. в Центре было зарегистрировано 3500 компаний. К 2018 г. число оффшорных структур увеличилось почти в три раза лишним раза и составляло около 10 тыс.

Оффшорный бизнес стал существенным источником государственных доходов Брунея.

Наиболее распространённой формой регистрации оффшорных компаний являются международные трасты и офшорные фонды.

Международные трасты

 

В Брунее сформировалась весьма надежная международная юридическая база для доверительной деятельности в форме международных трастов (International Trust), в том числе с исламской спецификой.

В мировой практике трастовые компании — специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц.

Как правило, траст-компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основной функцией является осуществление доверительных операций, разрешенных законом.

Трасты дают возможность планировать и осуществлять финансовую деятельность, обеспечивают сохранение, защиту активов и имущества как частных лиц, так и крупных иностранных корпораций.

По закону о международном трасте в Брунее могут создаваться следующие виды международных трастов:

  • коммерческие трасты;
  • специальные трасты;
  • трасты коллективного инвестирования;
  • благотворительные трасты.

Коммерческие трасты обычно создаются крупными корпорациями, поскольку по законодательству отсутствует требование о необходимости наличия бенефициара, являющегося физическим лицом.

В специальном трасте – бенефициар не имеет прав на имущество траста и не может воздействовать на процесс его управление. Спорные вопросы деятельности таких трастов могут решаться исключительно в судебном порядке.

Трасты коллективного инвестирования могут создаваться физическими лицами, имеющие одинаковые инвестиционные цели и бизнес-планы. Потенциальные инвесторы и партнеры могут объединять свои средства, имущество, интеллектуальную собственность и оформить их в виде траста.

Деятельность благотворительных трастов не должна противоречить социальной политике правительства Брунея. Поощряется благотворительная деятельность в сфере охраны окружающей среды, сохранение исторических памятников, в социальной сфере и др.

При создании трастов основным юридическим лицом является «учредитель доверительного управления» или «гарант», который размещает активы, или передает их в управление третьему лицу.

При регистрации оффшорных трастов финансовые и нефинансовые активы и имущество, как правило, находятся в другой стране. При этом траст-компании могут иметь собственный капитал и получать прибыль от своей деятельности.

Далее учредитель доверительной собственности передает свои активы трасту, которым управляет назначенный доверительный собственник.

В соответствии с законодательством Брунея как минимум один из доверительных собственников должен обладать лицензией в соответствии с «Законом о лицензировании зарегистрированных агентов и доверительных собственников 2000 г. (RATLO)».

Доверительный собственник управляет трастом от имени учредителя и на основании официального документа - Декларации, в которой содержатся подробные условия и правила управления активами в интересах бенефициаров.

В Брунее при создании оффшорного траста бенефициаром может быть любой гражданин, не являющийся резидентом страны.

Гарант следит за деятельностью траста, обеспечивая соответствие положениям Декларации о трасте, а также за тем, чтобы управление трастом осуществлялось надлежащим образом.

Доверительный собственник несет полную юридическую ответственность за управление активами бенефициаров.

Среди преимуществ регистрации оффшорных трастов в Брунее следует отметить отсутствие налога на имущество, кроме того, имущество траста не может быть арестовано.

Траст в Брунее позволяет избежать права на обязательную долю в наследственной массе, что дает возможность учредителю выбирать, кому и в каком размере он желает завещать свои активы. Потенциальные наследники не могут предъявлять трасту иски.  В Брунее нет налога на наследство.

Оффшорные фонды 

 

Альтернативной трастам формой сохранения и управления активами в Брунее является оффшорный фонд.

Оффшорных фонды в Брунее могут создаваться с целью защиты личного и корпоративного имущества и управления им, налогового планирования в целях наследования активов, реализации схемы участия работников в прибылях, пенсионного планирования, благотворительной деятельности и др.

Учредителем фонда может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Фонды в Брунее могут владеть многими компаниями и активами. После создания фонда он приобретает права и обязанности юридического лица и становится собственником имущества фонда.

У фонда могут быть бенефициары, однако конкретного владельца у фонда нет. Законодательство Брунея гарантирует конфиденциальность учредителям оффшорных фондов. Фонды могут создаваться на определенный срок.

Для обеспечения работы фонда необходим гарант, который будет действовать в интересах оффшорных клиентов и компаний.

В соответствии с официальной Декларацией руководит работой фонда Совет, который обеспечивает его надлежащее функционирование.

В соответствии с целями, для которых создаются и используются оффшорные фонды в Брунее их можно классифицировать следующим образом:

  • публичный фонд – создается группами физических лиц, семьями, и др.;
  • частный фонд – создается частными лицами;
  • государственный фонд - создается организациями и органами исполнительной власти и др.;
  • смешанный фонд – может создаваться любыми лицами из числа вышеуказанных.

Законодательство о деятельности различных фондов, в том числе исламских, предусматривают возможность создание Шариатских советов, призванных определять, не оскорбляет ли деятельность этих фондов исламскую религию.

В оффшорном фонде в Брунее можно держать различные виды финансовых и нефинансовых активов, в том числе:

  • акции, облигации и другие ценные бумаги частных и государственных компаний;
  • сформированные инвестиционные портфели;
  • банковские депозиты;
  • полисы страхования жизни;
  • объекты недвижимости;
  • права на интеллектуальную собственность и др.

Безвозмездные вклады в фонд исключаются из налогооблагаемой базы. Детально разработаны законодательные положения о лицензировании и безопасности функционирования фондов.

Очевидно, что БМФЦ по объемам финансовых операций уступает крупнейшим мировым азиатским финансовым центрам таким как Сингапур и Гонконг, тем не менее он имеет свои преимущества, что делает его достаточно конкурентоспособным.

В частности, следует отметить высокую степень юридической защиты активов, наличие высококвалифицированных финансовых управленцев, отсутствие валютного регулирования, пониженный налог на имущество и другие налоговые льготы.

Успешное функционирование БМФЦ в Брунее способствовало улучшению инвестиционного климата в стране. Это в свою очередь увеличило приток банковского и финансового капитала из стран с умеренным исламом, где есть определенная юридическая общность положений в финансовых системах этих государств с Брунеем.

В среднесрочной перспективе Бруней совместно с Малайзией, Индонезией, Бахрейном, Саудовской Аравией и рядом других мусульманских стран планирует увеличить свой вклад в формирование и развитие международного исламского денежного и финансового рынка.

 

Андрианов Владимир,

профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован