Эксклюзив
14 марта 2018
1789

Эксперт: московское метро существенно отличается от других

Main shema razvitiya metro do 2020

Уже в этом году в Москве появятся более 20 новых станций метро

В 2018 году на карте московского метрополитена появится более 20 новых станций. 3 из них откроются уже марте на салатовой ветке – «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Такого количества новых станций не вводилось за всю историю столичной подземки. Начиналось метро Москвы с 13 станций на Сокольнической линии в 1935 году. Сегодня их уже 206, 44 из них признаны объектами культурного наследия. За более чем 80 лет, московский метрополитен не сдал позиций самой лучшей подземки в мире.
Как строили и как строят московское метро, о легендах и фактах рассказал в эфире радио Sputnik специалист по истории столичного метрополитена, диггер Максим Шуйский.


«Аргументом за строительство метро была транспортная проблема. Исторически и социально сложилось, что после Октябрьской революции в 20-е годы население Москвы стало резко увеличиваться. Трамвайная сеть в какой-то момент перестала справляться. Даже на короткое расстояние необходимо было тратить несусветное время. С каждым годом проблемы становились все более серьезными. В тот момент в нашей стране полностью отсутствовал опыт метростроения. Был изучен мировой опыт метростроения, все основные способы сооружения. Открытый, «берлинский», когда вы просто роете яму, строите все, что вам нужно и потом забрасываете землей. Затем «лондонский», щитовой,  на большой глубине. И «парижский», шахтный, который является комбинацией первых двух. Все эти методы у нас были использованы, скомбинированы. Каганович, главный инициатор строительства метро, настаивал, что нельзя перекрывать городское движение. На некоторых участках был использован глубокий метод, на некоторых – открытый. Более того, был изобретен отдельный собственный метод, «московский»: траншейный способ строительства, когда необходимо строить метро тоннель на небольшой глубине прямо под жилыми кварталами. Таким образом были построены станции «Арбатская» и «Смоленская». Первая ветка московского метро 1935 года была построена на глубине от 5-8 метров до 20-25 метров. Это центральные станции «Лубянка», «Охотный ряд», «Чистые пруды». На 40-50 метров мы стали зарываться ближе к 40-м годам. Современные способы строительства метро позволяют зарываться на любую глубину, которая вам необходима. Никто не ставит мировых рекордов по глубине. Совсем глубоко залегают серьезные правительственные спецобъекты, гражданский метрополитен по сравнению с ними – не глубокий», – рассказал эксперт.

А вот знаменитый «Бункер Сталина» в московской подземке – это скорее легенда, признался Максим Шуйский.

«Когда строили первую ветку, о задачах гражданской обороны не думали. Впоследствии в 40-50-е годы появилась такая задача, вплоть до наших дней эта концепция жива. Сейчас, скорее, по инерции продолжают устанавливать специальные устройства гермозатворы, которые при необходимости могут перекрыть автономно тоннели и станции. Где-то продолжают строить убежища по соседству с метрополитеном, с подземными сооружениями. Но сейчас этой функции придается гораздо меньше значения, чем во времена Советского союза. «Метро-2», или система «Д6», существует, глупо это отрицать. Бункеров в московском метрополитене много. У нас много  всевозможных объектов, так или иначе спрятанных под землей. «Бункер Сталина» в Измайлово – одна из прекрасных легенд. Исторический факт – там планировался огромный стадион, поэтому станция «Измайловская» трехпутная, чтобы большие массы граждан имели возможность быстро уехать. Во время войны планы были скорректированы, потом от них отказались. В наше время, в конце 90-х – начале 2000-х годов господа шустрые коммерсанты декорировали подвалы этого стадиона в стиле псевдоисторического кино, завезли туда мебель 40-50-х гг. Все это представляют как «Бункер Сталина». Более того, придумали легенду, что от бункера идет тоннель до Кремля. Это не соответствует действительности. Рекордсмен по именованиям – станция «Александровский сад». Что касается художественного оформления, стоит упомянуть «десталинизацию» московского метрополитена в конце 50-х начале 60-х годов. Многочисленные портреты Сталина, статуи, мозаичные были уничтожены по инициативе Хрущева. В некоторых случаях это было сделано художественными средствами, а не просто закрашено. В частности, на станции «Комсомольская», одной из самых дорогих станций. Впечатляющие мозаики по эскизам великого художника Павла Корина были радикально переделаны самим художником. Отличие нашего метро достаточно существенное. Станции Нью-Йоркского метро предельно функциональны, это просто кафель, металл и бетон. Но если сравнивать с парижским метрополитеном, там декоративное оформление не такое богатое, но присутствует. В нашем метрополитене изначально была поставлена задача сделать дворцы для пролетариата. Привлекались лучшие архитекторы, использовались лучшие отделочные материалы. Московское метро было пионером. В короткий период концепция поменялась, по инициативе Хрущева была команда на предельное упрощение. Хотя станции все равно по-своему красивые, не безликие. Сейчас у станций свой стиль. Любимая станция московского метрополитена – «Маяковская». Это очень интересный архитектурный проект архитектора Алексея Душкина, нетипичные для того времени материалы, прекрасные потолочные мозаики художника Александра Дейнека», – считает эксперт.

 

https://ria.ru/radio/



 

Широкоформатная печать всегда имеет спрос. Ведь реклама - это серьезный двигатель торговли. Приобрести оборудование для баннеров вы может на сайте http://www.inkwin.net. Широкий выбор, высокое качество, приемлемая цена.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован