Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
08 декабря 2017
1103

Инфляция и возможные направления корректировки антиинфляционной политики России

Main an

 

Уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который оказывает влияние на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос.

Неконтролируемый рост цен затрагивает многие социально-экономические аспекты. В частности, оказывает влияние на реальные доходы населения и их дифференциацию, покупательную способность населения, стоимость и качество жизни, масштабы проявления коррупции и др.

Способность государства контролировать инфляционные процессы свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, устойчивости и динамизме всей экономической и финансовой системы.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность.

В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.

Следует отметить, что взгляды ученых-экономистов, относящихся к кейсианцам и монетаристам на важность для экономики устойчивого развития, полностью совпадали.

Однако методы достижения экономической устойчивости и стабильности у них были противоположными.

Известный американский экономист Милтон. Фридман (1912-2006), лауреат Нобелевской премии по экономике (1976 г.) бескомпромиссно отстаивал идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики.

Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое.

Кредо денежной политики монетаристы определяли, как стабильность, стабильность и еще раз стабильность. Стабильный рост запаса денег обеспечивает, с определенным лагом стабильный рост экономики.

Отсюда «денежное правило» монетаристов – Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

Положение о том, что прирост денежной массы не должен превышать 3 – 5% в год, легло в основу денежно-кредитной политики многих стран мира и большинства, международных финансовых организаций.

Таким образом, суть монетарной политики — в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка и устойчивого экономического роста.

 

Инфляционные процессы в современной России

Экономика современной России реально столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов прошлого столетия в период так называемых либеральных экономических реформ, когда началась трансформация – от централизованно планируемой к рыночной экономике.

При переходе к рыночной экономике правительством России использовалась ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Ее основными элементами были:

  • либерализация цен на товары и услуги;
  • беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;
  • борьба с растущей инфляцией, путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег в экономике.

В совокупности эти меры представляют собой наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». Социально-экономические последствия такой политики для российской экономики оказались разрушительными.

Непродуманные экономические реформы в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие стратегии экономического развития, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, отсутствие антиинфляционной программы, привели к возникновению в России гиперинфляции и супергиперинфляции.

Пик роста потребительских цен пришелся на 1992 г. и составил 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары продолжали расти и увеличились в годовом исчислении на 844%.

Супергиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в денежный оборот были введены новые банкноты достоинством 5 тыс., 10 тыс. и 50 тыс. рублей.

 В 1994 г. и 1995 г. сохранялась гиперинфляция, продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Фактически в этот период Россия переживала стагфляционный кризис – сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции. ВВП и промышленное производство в России в 90-е годы прошлого столетия сократилось более чем в два раза.

Резкое падение производства заметно уменьшило поступление налогов в государственный бюджет, что наряду с незначительными доходами от радикальной, но неэффективной приватизации, обеспечило на многие годы хронический дефицит федерального бюджета.

Достаточно длительный период высокой инфляции в России был обусловлен, прежде всего, тем, что борьба с ростом цен велась преимущественно монетаристскими методами.

Однако эти меры оказались малоэффективными из-за господства административной инфляции и инфляции издержек, которые были следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а также повышением транспортных тарифов.

При инфляции издержек первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные.

В России, в соответствии с монетаристскими принципами, сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения.

Однако идеологи российских реформ на практике игнорировал важнейшие постулаты монетаризма. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы.

Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

Такая политика   привела к массовым неплатежам практически во всех отраслях экономики России, способствовала развитию бартерной торговли, масштабной долларизации экономики, долгосрочным задержкам выплаты зарплаты и пенсий, что препятствовало росту экономики.

Поэтому меры монетаристского характера, сокращающие платежеспособный спрос оказались в России абсолютно неэффективными для подавления инфляции.

Фактически в этот период определенное снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства, что сделало крайне непрочным и сам процесс замедления роста цен.

Лишь благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшем правительство в рамках реализации основных направлений денежно-кредитной политики планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в России в августе 1998 г. Кризис привел к дефолту по внешним долговым обязательствам страны, резкой девальвации национальной валюты и соответственно к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году вновь подскочил до 84,4%.

Правительство вынуждено было принять жесткую антикризисную программу, реализация которой позволила снизить уровень инфляции в России в 1999 г. до 36,5%.

В период с 2000 по 2004 гг. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период в два раза с 20,2% до 10,0%.

В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

Таким образом, фактически в период с 1995 г. по 2005 г. в России сохранялась хроническая галопирующая инфляция, уровень которой колебался в пределах от 10 до 84%.

В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%. Значительный рост потребительских цен в 2006 г.  и 2007 г. во многом был обусловлен резким увеличением мировых цен на основные виды продовольственных товаров.

Чувствительная и быстрая реакции индекса потребительских цен в России на рост мировых цен на продовольственные товары с середины 2007 г. была обусловлена высокой долей импортных товаров в розничной торговле (47%) и потребительской корзине населения (25%).

Высокая монополизация аграрного рынка, оптовой и розничной торговли продовольствием привели к повышению цен на отечественную продукцию вслед за подорожавшими импортными товарами.

Накануне мирового финансового кризиса в 2008 г. в России продолжался рост цен. Уровень инфляции почти в два раза превысил прогнозные значения Правительства и в годовом исчислении составил 13,3%

Таблица №

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы

Инфляция (%)

1990

5,3

1991

160,4

1992

2508,8

1993

840,0

1994

214,8

1995

131,6

1996

21,8

1997

11,0

1998

84,6

1999

36,8

2000

20,1

2001

18,8

2002

15,1

2003

12,0

2004

11,7

2005

10,9

2006

9,0

2007

11,9

2008

13,3

Источники: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат, за соответствующие годы.

   Инфляция в условиях экономических кризисов

В условиях финан­сово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии в банковской системе России. В частности, рост потребительского и ипотечного жилищного кредитования в 2006 г. составил 39,6% и в 2007 г. - 51,6%.

Банковское «перекредитование» способствовало увеличе­нию денежного предложения и сохранению высокого уровня инфляции.

Специфика инфляции в России в условиях кризиса проявилась в росте потребительских цен на топливо и горючее смазочные материалы даже при снижении мировых цен и цен производителей на эти товары.

Ос­новная причина заключалась в ценовом сговоре произ­водителей топлива, что потребовало вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая наложила штрафные санкции на крупнейшие компании топливно-энергетичекого комплекса.

Существенным фактором инфляции оставалось ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, а также рост тарифов на услуги ЖКХ. При этом, как правило, рост тарифов на услуги ЖКХ и железнодорожные перевозки, увеличение стоимости электроэнергии, природного газа, нефтепродуктов опережал рост официальной инфляции.

В частности, в период с 2000 по 2009 г. стоимость услуг ЖКХ возросла в 9,2 раза, стоимость газа для промышленных потребителей выросла в 5,3 раза, тарифы на перевозку грузов РЖД увеличились в 5,2 раза.

По расчетам экспертов вклад этого фактора в повышение общего уровня потребительских цен в России в 2009 г. возрос с 29 до 33%, что еще раз подтверждает не монетарный характер инфляции в современной России.

Рост тарифов в свою очередь приводит к росту цен на продукцию, в себестоимости которой заложены расходы на электроэнергию, газ и транспорт. Таким образом, рост тарифов оказывает влияние на ценообразование почти всех групп товаров и услуг, производимых в России.[1]

Накануне президентских выборов было решение Правительства России было принято решение о временном замораживании роста тарифов естественных монополий. В результате в целом удалось снизить уровень инфляции в России в 2011 г. до рекордно низкого уровня - 6,1%.

В 2012 г. уровень инфляции вновь возрос и составил 6,6%, что было также обусловлено очередным повышением тарифов на услуги ЖКХ и ростом стоимости энергоносителей.

В 2013 г. уровень инфляции сохранился на уровне предыдущего года и составил 6,5 %.

Таблица 4

Динамика среднегодового уровня инфляции в России после мирового финансового кризиса

 

Годы

Инфляция (%)

2009

8,8

2010

8,8

2011

6,1

2012

6,6

2013

6,5

2014

11,4

2015

12,9

2016

5,4

2017*

3,0-4,0

 

* Прогноз Банка России

Источник: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат, за соответствующие годы.

Прогнозы Правительства РФ и Центрального Банка после финансово-экономического кризиса на период до 2018 г. предполагали снижение уровня инфляции в России в среднесрочной перспективе.

Однако, как показала практика, ни один из этих прогнозов полностью не оправдался.

В период нового экономического кризиса в России в 2014 г. уровень инфляции вырос почти в два раза и составил 11,4%. Рост цен был обусловлен, прежде всего, резкой девальвацией национальной валюты, в результате введения плавающего курса.

На 2015 г. Министерство финансов РФ прогнозировало уровень инфляции в России на уровне 11,9%. Однако и этот прогноз не оправдался, инфляция увеличилась до 12,9%.

Годовая инфляция в России по итогам 2016 г. снизилась боле чем в два раза и составила 5,4%, при ключевой ставке на конец года в 10,0%.

Надо отметить, что такой рекордно низкий уровень инфляции в России стал и самым низким за всю современную историю страны.

Существенный вклад в замедление инфляции внесло укрепление рубля на фоне более высоких, чем ожидалось цен на нефть, сохранение интереса внешних инвесторов к вложениям в российские активы.

Цель по инфляции на 2017 г., Банка России, сделанная на основании анализа ситуации на потребительском рынке, предусматривает дальнейшее её снижение.

При условии сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики, по прогнозу Банка России, годовая инфляция в 2017 г. может составить 3,0- 4,0%. По последним оценкам уровень инфляции в 2017 г. может быть меньше 3%.

Заметное замедление инфляции будет способствовать дальнейшему снижению инфляционных ожиданий населения и бизнеса.

По прогнозам Банка России, в ближайшие годы в 2018—2020 гг. уровень инфляции будет поддерживаться вблизи указанного целевого значения.

Таблица 5

Прогноз динамика среднегодового уровня инфляции в России

 

Год

Прогноз

Максимальное значение

Минимальное

значение

 

 

 

 

2018

4.5%

5.8%

3.2%

2019

4.6%

5.3%

4.0%

2020

4.3%

5.0%

3.7%

 

Возможные направления корректировки антиинфляционной политики России

Высокая инфляция в течении длительного времени в России является следствием неудачной, неэффективной и ошибочной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики.

Примитивный зажим денежной массы, применяемый долгие годы, как инструмент борьбы с инфляцией давал лишь временный эффект снижения уровня потребительских цен.

Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным следствием высокой инфляции, о чем свидетельствуют современные процессы в России.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной и социальной политики.

Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Следует отметить, что в России официальный рост цен резко отличается от реального. Это связано главным образом с тем, что при расчете индекса потребительских цен по существующей методике учитываются цены на 400 различных товаров и услуг.

Для выявления реального роста цен необходимо совершенствовать методику расчета роста потребительских цен. В первую очередь необходимо   рассчитывать так называемую «социальную инфляцию».

Представляется целесообразным рассчитывать индекс потребительских цен примерно по 30 основным товарам и услугам, которыми пользуются граждане.

Если взять такой более узкий набор, то окажется, что, официальный уровень инфляции будет значительно меньше реального роста цен на основные потребительские товары.

Далее, при всех объективно существующих трудностях необходимо в перспективе Банку Россия следует переходить к политике прямого таргетирования инфляции.

Речь идет о четком институциональном обязательстве Банка России по установлению и достижению ее целевого ориентира.

В Конституции Российской Федерации в главе 3 «Федеративное устройство» (ч. 2, ст. 75) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.

Данное положение дает основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий примерно 2 % в год.

Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции.

При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.

Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой главной цели. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ключевая ставка должна стать эффективным инструментом экономической политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

Ставку рефинансирования необходимо освободить от несвойственных ей в рыночной экономике фискальных функций. Для этого следует внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В перспективе уровень ключевой ставки, так же как в США, странах Еврозоны и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам.

Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рисков банковского кредитования.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна   сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а наоборот, должна стимулировать расширение кредитования реального сектора экономики.

Расширение рефинансирования должно ориентироваться на стимулирование долгосрочных инвестиций, реализацию масштабных федеральных и региональных инфраструктурных и инновационных проектов.

При этом необходимо расширить перечень ценных бумаг, принимаемых Банком Россия в качестве залога. Прежде всего, это касается региональных и отраслевых ценных бумаг.

Расширение рефинансирования банковской системы будет способствовать расширению ликвидности и обеспечит увеличение емкости финансового рынка и его диверсификацию. 

Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны.

Правительству следует рассмотреть вопрос возможного введения нормативного регулирования внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещения их внутренними заимствованиями.

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношения к валютам основных торговых партнеров России.

Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок.

Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики.

Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.

Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.

Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики роста производительности труда.

Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов топ менеджеров крупных банков, финансовых компаний, в предприятиях сырьевых отраслей, государственных корпорациях.

 Нельзя допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, следует более активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, конкуренцию между отечественными товаропроизводителями.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей накопления и инвестирования отечественной экономики.

Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Определенное влияние на инфляционные процессы оказывает глобализация. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) в развитых странах за счет импорта дешевых потребительских товаров из новых индустриальных и развивающихся государств ежегодно уровень инфляции снижается примерно на 0,25 п.п. В США этот показатель достигает 0,5 п.п.

В России до последнего времени определенный приток дешевых товаров обеспечивался за счет «челночной» торговли. Однако после введения существенных ограничений для участников этого бизнеса объем неорганизованной торговли постепенно снижается, что соответствующим образом влияет на общий уровень цен на потребительском рынке.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции в период значительного роста цен могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе, в форме индексации заработной платы, пенсий, социальных пособий и других доходов граждан пропорционально росту цен.

 Для малоимущих слоев населения необходимо разработать программу государственного субсидирования цен на товары первой необходимости. Для людей, живущих за гранью бедности возродить систему выпуска специальных продовольственных карточек.

В долгосрочной перспективе регулятору и органам исполнительной власти России необходимо создать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.

Наличие таких систем позволит контролировать динамику роста цен, преодолеть кризисные явления и выведет экономику на траекторию долгосрочного устойчивого и динамичного развития.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] В.Д. Андрианов, Инфляция: причины возникновения, влияние на экономику и рынок капитал, «Консалтбанкир», М.: 2013

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован