Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
17 октября 2017
2022

История возникновения денег: первые товарные суррогатные деньги

Main de

 

 

Всюду деньги, деньги, деньги

Всюду деньги, господа

А без денег жизнь плохая –

Не  годиться никуда!

(народная песня)  

 

Деньги в своей натуральной форме как самостоятельная ценность, были известны человечеству с древнейших времен.

Появившись на заре зарождения цивилизации в качестве средства обмена, деньги менялись по форме, внешнему виду и материалам изготовления.

Изменялись и функции денег, обслуживая растущие и меняющиеся потребности, как самого человека, так и сменяющих друг друга экономических формаций.

В процессе эволюции экономических отношений деньги приобрели статусную функцию всеобщего эквивалента.

В соответствии с экономической теорией возникновение денег их эволюция непосредственно связана с развитием товарного производства и обмена, формированием рыночных отношений.

В первобытной общине люди жили собирательство лесных плодов, рыбалкой и охотой на диких животных и др. Как правило, вся дневная добыча просто распределялось между всеми членами общины.

Обмена результатами этого примитивного промысла внутри общины не было, не было обмена и между самими общинами, а потому не было потребности в деньгах.

Постепенно древний человек начинает приручать диких животных и обрабатывать землю на которой он жил, выращивая продовольственные сельскохозяйственные культуры.

Таким образом, постепенно собирательство, рыбалка и охота уступают место земледелию и скотоводству. Возникают первые элементы натурального хозяйства.

Между общинами и племенами начинает складывается определенная специализация. Одни племена больше внимания уделяли выращиванию сельскохозяйственных культур, главным образом зерновых, другие разведению крупных и мелких домашних животных

Продукция этих отраслей – зерно и скот считаются одними из первых древнейших форм товарных денег, которые дали начало формированию денежному обращению во многих странах мира.

В этих условиях обмен, произведенными товарами становится уже необходимым элементом повседневной жизни людей, стимулируя развитие товаро-денежных отношений.

Еще больше возрастает значение натурального обмена, когда выделяется ремесло как особая область трудовой деятельности людей.

Товары начинают производиться не только для потребления, но и специально для обмена, как другие товары. Товаров становится все больше и больше, обмен товарами становится все более регулярным. 

Наиболее ходовые товары, предметы потребления и обмена постепенно стали приобретать денежную функцию, через которую могла определялась стоимость других товаров.

Люди стали понимать, что ценность товарных денег состоит не столько в их потребительских свойствах, сколько в той мере труда, которая была затрачена на их изготовление и которую можно обменять на приблизительно равную меру труда, выраженную в другом товаре.

Первые деньги возникли в период разложения первобытного строя, формирования натурального хозяйства и рыночных отношений, став естественным мерилом и определения меновой стоимости товаров.

Данный исторический процесс возникновения денег с экономической точки зрения подробно исследовал и описал великий немецкий ученый-экономист, философ, социолог, классик политэкономии Карл Маркс (1818-1883).

Проанализировав эволюцию форм стоимости товара на разных стадиях обмена, Карл Маркс обосновал положение о том, что в процессе развития товарного производства из общей массы, обращающихся на рынке товаров и изделий, в процессе обмена выделялся товар, который мог обмениваться на все остальные товары.

Таким образом деньги можно определить, как специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Возникшие товарные деньги представляли собой по определению К. Маркса, «кристаллизацию меновой стоимости».

Товар, используемый в качестве денег, должен был иметь ряд важных потребительских свойств, а также техническую возможность обмениваться на другие товары.

Какие же товары, предметы и вещи приобретали указанные качества и в наибольшей степени подходили для выполнения функции обменных операций и соответственно становились товарными деньгами?

Ответ на этот вопрос мы тоже находим у великого экономиста всех времен и народ Карла Маркса на примере развития колониальной торговли: - «Форму денег принимают или важнейшие предметы привоза, в которых действительно выражается меновая ценность туземных продуктов, или предметы, которые преимущественно сбываются в обмене, как например, скот... Нередко люди превращали других людей в орудие обмена».

Следует отметить, что в разных странах и у разных народов появлялись свои товарные суррогатные деньги, которые отражали их географические, природные и национальные особенности при формировании товаро-денежных и рыночных отношений.

Таким образом, разные народы в качестве проденег использовали различные товары-эквиваленты.

Однако в истории становления денежного обращения были уникальные товары, которые в качестве суррогатных денег имели хождение по всему миру в течение длительного исторического периода времени.

 

Первые товарные суррогатные деньги

 

Ракушки каури

Примерно три тысячелетия назад, в конце каменного века у некоторых первобытных народов суррогатными деньгами стали ракушки каури, которые в процессе развития товарного обмена превратились в универсальное платежное средство у многих великих мировых цивилизаций.

Считается, что название каури произошло от имени до ведической богини Каури.  

Научное название на латинском языке, живущих в раковинах рода моллюсков - «Cyprаea moneta». Ареал обитания этих улиток побережья теплых, преимущественно тропических морей и океанов.

Некоторые виды встречаются и в Средиземном море, но в Черное море они не заходят.

Каури - уникальное и неповторимое творение природы. Круглые, гладкие, красивые и весьма изящные небольшие раковины, похожи на искусные изделия из фарфора.

Всего ученым известно около 20 разновидностей каури, разных размеров, разных цветов и оттенков.

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/23/Different_cowries_named.jpg/753px-Different_cowries_named.jpg

 

Некоторые разновидности раковин каури были так красивы и редки, что они ценились наравне с золотом, нефритом, ляпис-лазурью (лазурит) и другими драгоценностями во многих странах, в том числе в Китае, Египте и др.

Первоначально ракушки использовались в качестве украшений, талисманов или магических объектов поклонения и соответственно они имели повышенный спрос среди основной массы местных жителей.

Впервые в качестве денег ракушки каури начали использоваться жители Мальдивских островов, расположенных в группе атоллов в Индийском океане.

Это было обусловлено тем, Мальдивы были местом природного обитания моллюсков, здесь их популяции были особенно велики.

Добывали каури весьма примитивным способом. Местные жители бросали в океан листья кокосовой пальмы, которые быстро покрывались ракушками. Затем их вынимали, освобождали то моллюсков, сушили и складывали в мешки.

Позднее каури в массовом порядке стали добывать на восточном побережье Африки, в Танзании на острове Мафия, расположенном на архипелаге Занзибар в Индийском океане.

Каури в то время почти идеально отвечали тем требования к товарам, которые становились деньгами. Прежде всего привлекательный внешний вид, высокая прочность и качество, долговечность в хранении, удобство платежа.

Различные размеры и окраска каури имели разную меновую стоимость, что позволяло маленькие ракушки использовать в качестве разменной монеты.

Каури обладали еще одним важным качеством для денег. В те времена их практически невозможно было подделать. Природа подарила им сложную форму и уникальную цветовую раскраску. В природе не было материала похожего на эти ракушки.

О том, что были попытки подделать раковины каури, говорят найденные археологами в разных странах мира их муляжи, сделанные из камня, кости, глины и других материалов.

Каури, обладая на то время максимальной ликвидностью, стали универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

Поэтому, каури стали пользоваться повышенным спросом сначала в соседних племенах, затем и в других странах региона. Арабские купцы стали развозить ракушки по всему миру в огромных количествах.

Позднее и европейские купцы оценили высокую конкурентоспособность ракушек на товарных рынках, высокую доходность от их продаж в третьи страны, удобства в оплате товарных сделок.

С развитием мировой торговли и мореплавания каури значительно расширили сферу своего обращения и влияния как универсального платежного средства.

Одним из мировых центров торговли ракушками стала Индия. Купцы из Англии, Голландии и Португалии скупали здесь ракушки для того чтобы затем продать их в Европе, Азии и Африке за тройную цену.

Известно, что раковины каури имели хождение в качестве суррогатных денег в Индии, на Цейлоне, Китае, Тибете, Японии, Таиланде, Филиппинах, на европейском континенте, в древней Руси, на территории правления Тамерлана, на Аравийском полуострове, в том числе в Египте, практически на всем африканском континенте и др.

Факт распространения каури по всему миру подтверждается находками археологов, свидетельствами путешественников и описаниями ученых естествоиспытателей.

В частности, известный английский археолог Остин Генри Лейард (1817-1894), изучавший Месопотамию, обнаружил большое количество каури при уникальных раскопках нескольких ассирийских городов, включая Ниневию и Нимруд.

Каури были обнаружены во многих европейских странах, в том числе в древних могильниках Германии и Скандинавии.

Российские археологи находили раковины каури при раскопках в скифских и русских погребальных курганах, в том числе в новгородских и псковских землях.

Итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254-1324) после двадцатипятилетнего путешествия по странам Азии написал знаменитое произведение - «Книга о многообразии мира».

В своих записках итальянец подробно описал «фарфоровые» раковины каури, которые использовались в качестве денег жителями китайской провинции Толоман на северо-востоке страны, на границе нынешних китайских провинций Юньнань и Гуйжоу.

В Западной Африке деньги-каури имели хождение и пользовались повышенным спросом задолго до прибытия туда европейцев.

Во внутренних районах Африки раковинами каури можно было оплатить почти любой товар и услугу, приобрести дорогостоящее имущества.

Арабский путешественник Ибн Батута, находясь в Северо-Западной Африке в 1352 г. в одном из древних царств обнаружил валюту-каури, которая имела равноправное хождение наряду с дирхемами (дирхамами) – серебряными монетами Арабского Халифата и динарами – денежной единицы стран Османской Империи. При этом каури имели свой, постоянный курс их обмена на национальную валюту этих государств.

Итальянский путешественник Алвизи да Када Мосто (1432-1488), который открыл острова Зеленого Мыса и показал путь португальцам в Индию, в 1455 г.  путешествуя по Западной Африке описал каури как деньги, которыми пользовались жители на территории древней Дагомеи и в негритянском торговом царстве Сонгай, расположенном к югу от крупного торгового центра Тимбукту.

Некоторые западноафриканские народы расплачивались раковинами не поштучно, а «шнурками». Одно из племен, к примеру, использовало в качестве минимальной расчетно-платежной единицы «шнурок из 40 раковин каури», нанизанных на веревку.

Свою особую платежную систему, используя деньги каури, имело суданское племя ибо. Ее основу составляла расчетная единица, состоящая из шести ракушек каури, соединённых вместе в форме ожерелья. Стоимость всех остальных товаром и услуг на территории племени определялась через эту расчетно-платежную денежную единицу.

В средневековом африканском государстве Борну, расположенном в Сахарской зоне Сахель, на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада подушные подати и другие налоги платились ракушками каури.

Известный немецкий этнограф Юлиус Липс в своей знаменитой книги «Происхождение вещей» писал, что каждый взрослый налогоплательщик был обязан внести в казну государства 1000 раковин в качестве налога. Если житель имел вьючного быка, то должен был заплатить в качестве налога еще 1 тысячу каури, за раба приходилось платить 2 тысяч каури.

Весьма оригинальный способ погашения долга был у африканского племени эве (эвегбе), проживавшего в юго - восточных районах Ганы и южных районах Того и Бенина.

Если должник умирал, то его родственники покрывали тело умершего раковинами каури и предлагали всем законным кредиторам взять причитающуюся им долю.

Ракушки каури, благодаря своим уникальным потребительским и меновым свойствам в некоторых странах очень длительный исторический период сохраняли функции денег и имели параллельное хождение наряду с фиатными (фидуциарными) национальными валютами.

Как свидетельствуют историки своего пика мировая торговля каури достигла в конце ХIХ века. В частности, в 1870 г. гамбургская фирма «Годефруа» ежегодно посылала несколько торговых судов в Занзибар за каури, которые доставлялись затем в Западную Африку и обменивались там на весьма ценное тогда пальмовое масло.

В сохранившихся учетных портовых книгах, отмечалось, что в 1868-1870 гг. африканский торговый порт Лагос (современная территория Нигерии) принял 8600 т каури.

В отдельных странах Африки суррогатные деньги каури имели хождение вплоть до середины ХХ века. Племена Западной Африки в деньгах-каури уплачивали налоги, покупали продукты питания, орудия труда, недвижимость и др.

В середине прошлого века у племени бубока (Танзания) за два куска европейского мыла или за пакетик сушеных кузнечиков давали 100 каури. Топор стоил 150 каури. Штука индийской хлопчатобумажной ткани - около 600 каури.

У племени бассари (Того) перед брачной церемонией жених был обязан внести выкуп за невесту, который составлял пять тысяч раковин каури плюс одна корова.  Для будущего мужа это были большие деньги.

Долгое время во многих странах мира каури не только имели параллельное хождение наравне с фиатными деньгами, но и имели сложившиеся, официальные котировки их обмена на иностранные валюты ведущих мировых держав.

Так например, в Индии в середине ХIХ века за английскую банкноту номиналом в один фунт стерлингов давали 80 тыс. ракушек, соответственно шиллинг (1/20 фунта стерлингов) стоил 4 тыс. каури, а медная монета в 1 пенс (1/240 фунта) – 330 каури.

На соседнем Цейлоне в то же время тонна раковин каури продавалась за 70 фунтов стерлингов.

Иные курсы каури к мировым валютам сложились на Африканском континенте. В частности, в Западной Африке за 1000 каури давали 1шиллинг 3 пенса, в Судане за 2000 каури платили один доллар.

В Китае (провинция Юньнань), Тибете, Индии, Индонезии, Филиппинах, на Цейлоне каури, как суррогатные деньги и средство оплаты товаров и услуг сохранились почти до начала прошлого века.  

По мере развития и формирования современных систем денежного обращения раковины каури в большинстве стран мира были вытеснены национальными валютами в форме монет, а затем и бумажными ассигнациями.

В частности, в Китае каури как средство платежа заменили на серебряные и медные монеты, в Тибете на серебряные слитки, на Филиппинах на медные монеты.

На Руси в XII—XIV веках, в так называемый «безмонетный» период, легендарные ракушки каури также имели хождение в качестве суррогатных денег.

В народе за их форму и цвет часто называли «змеиными головками», «ужовками», «форфорками», «жерновками».  Во многих сибирских поселениях ракушки каури сохраняли функции товарных денег вплоть до начала XIX века.                          

                        *            *              *

Деньги-каури занимают почетное место в истории эволюции мирового денежного обращения в качестве одних из первых товарных суррогатных денег.

Уникальные красивые морские раковины каури оказались универсальным средством платежа, самыми долговечными мировыми суррогатными деньгами.

Зародившись на заре   первобытного общества, они прошли практически через все сменявшие друг друга великие мировые цивилизации и общественные формации.

 

В настоящее время легендарные каури представляют интерес в основном для коллекционеров и ювелиров.

Среди нумизматов из всех разновидностей каури наиболее ценной считается «золотая каури», ракушка золотисто-оранжевого цвета без характерных пятен.

На тихоокеанских островах Фиджи и Тонга у местных племен золотая каури была знаком высокого положения в племени, символом авторитета и власти.

Чем ярче, насыщеннее оранжевый цвет раковины и чем больше ее размер, тем более высоко они ценятся у коллекционеров.

https://images.ua.prom.st/166246040_w640_h2048_kauri_.jpeg?PIMAGE_ID=166246040

 

Для многих людей ракушки остаются магическим талисманом, оберегом и оригинальным сувениром.

Поскольку ракушка каури по форме и виду напоминают вульву, приоткрытые чувственные женские «ryбы», поэтому издревле они ассоциировались с прекрасным полом.

Именно внешнее сходство с женскими прелестями сделало каури символом сексуальности, страсти и любви, брака, плодородия и процветания.

В Древнем Китае раковина каури олицетворяла женское начало (инь) в противоположность мужскому (ян), символом которого является нефрит. Древние китайцы связывали каури с луной.

В Японии каури входили в число священных символов тантрического буддизма.

Талисман, изготовленный из раковины каури, был призван олицетворять неиссякаемый источник энергии, земного блага и достатка.

У многих древних народов в период античности существовал культ змеи, поэтому еще одно внешнее сходство каури с головой змеи, открывшей пасть, обусловило использование раковин в качестве культовых оберегов, защищающих от зла, том числе как амулетов от сглаза.

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 144.

[2] Каури (лат. Cypraea, англ. Cowry) –  род морских тропических брюхоногих моллюсков, семейства ципрей (Cypraeidae), форфорвых улиток, живущих в раковине. Раковина имеет не спиральную, а инволютную форму, длиной от 5 до 150 мм. Устье раковины обычно покрыто выраженными зубчатыми выростами.

[3] Буруковский Р. Н. О чём поют ракушки. «Наука и жизнь» № 7, 1986 г.

[4] Марко Поло. Книга о разнообразии мира.  / Пер. И. М. Минаев. — М.: Мысль, 1997. — 464 с. 

[5] Липс Ю. Происхождение вещей (пер. с нем.) – Москва: Иностранная литература, 1954 - с.490

[6] Липс Юлиус Эрнст (1895 -1950), немецкий этнограф, историк, профессор Лейпцигского университета. Автор работ по общим вопросам истории культуры и об жизни народах Африки и Северной Америки. Автор мирового бестселлера «Происхождение вещей»

[7] Липс Ю. Происхождение вещей (пер. с нем.) – Москва: Иностранная литература, 1954 - с.490

[8] Фиатные (от лат. fiat — декрет, указание), фидуциарные (от лат. fiducia — доверие) деньги — это деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от стоимости материала, из которого они изготовлены.

[9] Липс Ю. Происхождение вещей (пер. с нем.) – Москва: Иностранная литература, 1954 - с.490

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован