27 ноября 2006
16417

М.А. МУНТЯН, д.и.н., профессор: ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ, РОССИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)

Современное человечество во все большей мере втягивается в процессы, ведущие к смене основ его жизнедеятельности и жизнеустройства. Постиндустриальная эпоха еще только просвечивается в складывающемся научно-технотронном типе производства, в зыбких черточках информационного общества, еще у многих стран и народов довлеют прежние стереотипы и мотивы поведения, но уже сегодня основные векторы мирового развития настоятельно требуют от человечества согласованных и неординарных мер по обеспечению устойчивого продвижения в будущее. Стохастичность, нелинейность исторических процессов проявляется в полицентризме мирового развития, в диверсификации его механизмов, в необходимости преодоления наиболее грубых и неэффективных его форм - разрушительных кризисов и конфронтаций. Овладение новым типом развития, в основе которого лежат принципы партнерства, компромисса, сотрудничества и консенсуса, - проблема, решаемая на протяжении длительного периода, но ориентация на подобный исход должна быть избрана человечеством уже сегодня, если оно желает обзавестись более или менее оптимальной стратегией строительства будущего.
Всеобщий кризис индустриально-потребительской цивилизации, авторитетный вывод о реальности которого сделал в начале 70-х годов "Римский клуб", привели многих мыслителей в разных странах к выводу о втягивании человечества в новую, третью по счету цивилизационную революцию, которая должна привести его к очередной смене и способов, и форм жизни людей. В науке возникла и обрела "права гражданства" идея, эвристичность которой способствовала ее быстрому развертыванию в фундаментальную концепцию мирового развития в условиях кризисного цейтнота и будущего, связываемого с надеждой на достижение определенной гармонии во взаимоотношениях между искусственным миром людей и природой - постиндустриально-информационного общества. Теория постиндустриализма с самого начала оказалась в центре споров о будущем общества и людей, она несла на себе печать того алармизма, который был порожден угрозой экологического коллапса, апеллировала к научному знанию как средству предотвращения грядущего апокалипсиса. Но главным в ней был вопрос о морально-нравственном, духовном "излечении" и возрождении человека, об изменении ценностных ориентаций людей от "иметь" к "быть", от приобретательства вещей к приоритетам самосовершенствования и т.д.
Концепция постиндустриализма прежде всего связывалась с будущим, именно в нем предполагая собственную идентификацию, но уже в последние 10-15 лет ХХ века многие аналитики свидетельствовали о появлении и проявлениях постиндустриально-информационных обществ в социальном бытии человечества. Например, отечественные исследователи О.И. Антипина и В.Л. Иноземцев в 1998 г. писали о том, что страны, группирующиеся "вокруг 3-х центров экономической мощи" (НАФТА, Европейский Союз, АТР), "образуют в мировом сообществе постиндустриальную цивилизацию". Ее лидирующие позиции в глобальной экономике, по их мнению, "дает основание рассматривать развитие постиндустриальных стран как устойчивое явление, свидетельствующее о "его перспективах в XXI веке". Дж. Нэсбитт и П. Эбурдин в книге "Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы", вышедшей из печати в США в 1990 году и изданной на русском языке в 1992 году, охарактеризовали "калитки", открытые человечеству для вступления в новое тысячелетие как переход:
а) от индустриального общества к информационному;
б) от обычной техники к наукоемкой;
в) от национальной экономики к глобальной;
г) от краткосрочной стратегии к долгосрочной;
д) от централизации к децентрализации;
ж) от представительной демократии к демократии участия;
з) от господства развитых стран "Севера" к увеличению роли "Юга" в международных отношениях;
е) от выбора между двумя вариантами - к плюралистическому выбору. Авторы подготовленного в 1982 году для "Римского клуба" доклада "Микроэлектроника и общество: на радость или на горе" полагали: "Мы вступаем в период глубоких переходных процессов, который продлится, возможно, от 30 до 50 лет, прежде чем приведет к совершенно иному типу мирового общества с иными, чем в индустриальном, ценностями, новыми политическими и административными структурами, совершенно новыми формами поведения и существенно отличной от привычной нам сегодня технической базой".
В последней четверти XX века постиндустриально-информационная эпоха в жизни человечества самопроявлялась в нескольких фундаментальных процессах:
- возникающем новом постиндустриальном типе производства, в котором человек занимает позицию "носителя всеобщих производительных сил", где он во все большей мере перестает быть агентом производственного процесса и встает рядом с ним в качестве организатора, контролера, регулировщика. Этот тип производства квалифицировался учеными как автоматизированно-компьютерный, телекоммуникационный, компьютерно-коммуникативный, научный и т.д.;
- переходе экономики товара через экономику денег в экономику человеческих способностей. "Человеческий капитал" как совокупность профессионально-квалификационных навыков, знаний, таланта индивидов становится двигателем все более разнообразного и все менее энерго- и материалоемкого производства. А. Печчеи писал в этой связи, что "именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности... Именно в их развитии заключено не только возможное разрешение всех его проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления всего рода человеческого";
- превращении постиндустриальной хозяйственной деятельности в "экономику дорогого человека" ("дешевый работник" по сравнению с дорогостоящими машинами обеспечивал, по мнению Д. Рикардо, основу экономического процветания "мастерской мира" Англии в XIX веке), где главной формой накопления становится то, что эффективно потреблено для подготовки и развития человека-труженика. Академик Н.Н. Моисеев, рассуждая о постиндустриальных перспективах России, замечал, что "людей, от которых зависит успех производственной деятельности, приходится долго и дорого обучать", поэтому "нет проблемы более важной, чем образование и воспитание народа, формирование мастера даже в условиях кризиса экономики";
- большим в процессе перехода на рельсы постиндустриального развития контролем общества над своей социальной и природной средой, когда производительные и социокультурные институты, структуры и ячейки этого общества непрерывно и быстро эволюционируют в направлении бесконечного разнообразия форм, норм и ценностей. Исторический плюрализм стилей и образов жизни на стадии постиндустриализма стал объединяться в некую органическую разнообразность сетевого общества, отражая таким образом и в такой специфической форме единство разноплеменного современного человечества.

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован