Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
30 марта 2018
1083

Повышение качества и эффективности государственного управления как один из драйверов экономического роста

Main an

Для экономического рывка, о котором говорил Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию и успешной реализации новой экономической повестки Президента потребуется кардинальное улучшение качества и эффективности государственного управления.[1]

Как писал П.А. Столыпин, «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти»[2].

Одним из базовых условий трансформации экономики России является формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики на инновационной основе. 

 

Концепция «интегрированного государственного управления»

Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов является значимым элементом «организационного капитала» страны, который относится к важным факторам ее глобальной конкурентоспособности.

Государственное управление можно считать эффективным, если оно обеспечивает стабильность и поступательное развитие всей социально-экономической и общественной системы.

Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что эти институты самостоятельно не «настраиваются».

Для поддержания и развития «организационного капитала» власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями. Это особенно важно для России, имеющей достаточно сложную, архаичную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено оптимальной, эффективной модели.

Современная структура исполнительной власти должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменения в расстановке политических сил и политических катаклизмов.

В основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция «интегрированного государственного управления», суть которой — рассмотрение потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий всех ветвей исполнительной власти.

Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе «публичного управления», одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от Правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления.

Электронное правительство

Важным элементов системы публичного управления должно стать электронное правительство, которое в современных условиях становится неотъемлемой частью информационного общества и может стать важным инструментом преодоления острых проблем, в том числе в сфере противодействия коррупции.

Работа электронного правительства должна базироваться на использовании современных информационных технологияй, в том числе  «больших данных» (Big Data), «Блокчейн» lockchain) и др., что позволит анализировать, структурировать и управлять большими объемами статистической, экономической и аналитической информации.

Применение самых передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при подготовке и принятии важных государственных решений.

Важной целью создания электронного правительства является предоставление информации и оказания определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при котором их личное взаимодействие с государством минимизируется.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие виды взаимодействия:

  • между государством и гражданами (Government-to-Citizen);
  • между государством и бизнесом (Government-to-Business);
  • между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);
  • между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является аналогом традиционного правительства. Это дополнительный инструмент, который определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами и бизнесом в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Для обеспечения прав потребителей государственных услуг должен быть разработан и принят специальный закон (условное название «Хартия гражданина»), основные положения которого ставили бы чиновника в зависимость от качества его работы и соответственно граждане перестали бы быть заложниками чиновничьего произвола.

При этом акцент должен делаться не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, ее организационной структуры и принципов взаимоотношения с бизнесом и с гражданами.

Внедрение современных технологий в сферу государственного управления будет свидетельствовать об изменении позиции власти к новым потребностям общества, что, в свою очередь, позитивно повлияет на отношение гражданского общества к государству.

Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переведя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, правительство сможет сосредоточиться на решении более важных стратегических задач.

Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом повышения эффективного государственного управления. Внедрение современных технологий функционирования электронного правительства позволит:

  • повысить качество и прозрачность подготовки и принятия правительственных решений, разработки проектов законодательных актов;
  • сократить бюрократический аппарат и соответственно затраты на его содержание;
  • значительно упростить и оптимизировать все необходимые государственные процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что позволит радикально сократить потенциальные возможности для коррупционных действий;
  • повысить мировой рейтинг страны по уровню развития электронного правительства и качеству государственного управления, соответственно международный имидж государства.

Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад в увеличение темпов роста экономики.

По оценкам специалистов, существенное повышение эффективности и качества государственного управления с определенным временным лагом может ежегодно давать от1% до 2% прироста ВВП.

Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач социально – экономической трансформации общества.

При этом основные функции государственного аппарата должны быть сконцентрированы на определении, постановке и решении стратегических задач.

 

Принцип меритократии

Эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки.

В политике подбора и расстановки управленческих кадров на государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее одаренные, целеустремленные люди независимо от их социального происхождения.

В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать Стратегию развития страны на более длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.

Широкое привлечение талантов, открытость новым идеям и готовность к изменениям — значительный шаг вперед с точки зрения изменения ценностей и культуры государственного управления.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно из высказываний П.А. Столыпина, которое по прошествии многих десятилетий не утратило своей актуальности: «В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях»[3].

Следует подчеркнуть, что, хотя бюрократизация процессов управления означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей, находясь во главе организации, если только социальный лифт позволял им занять такое положение.

С этой точки зрения никакая модернизация и никакое реформирование, в том числе и исполнительной власти, невозможны без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях системы государственного управления.

Эффективное лидерство и слаженная команда

Именно лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, способны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

Ключевые посты в органах исполнительно власти должны занимать люди, видящие дальше и глубже, обладающие умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении поставленных задач. 

Мудрость чиновника не в том, чтобы руководить экономикой в ручном режиме или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять стратегические приоритеты, важные направления социально-экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, создавать условия для поддержания конкурентной среды и др.

В структурах исполнительной власти необходимо обеспечить возможности для приоритетного развития независимого лидерства, которое в конечном итоге может стать важным фактором улучшения качества государственного управления.

Решить эту задачу может нацеленная на перспективу специализированная государственная программа подготовки лидеров на всех уровнях государственной службы.

Кроме лидерства, важный аспект государственного управления — создание слаженной, эффективно работающей команды (коллектива) единомышленников. Необходимо разрабатывать новые методы и механизмы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей экономической модернизации.

Процесс отбора и продвижения чиновников, правильно понимающих национальные интересы страны и ценностные ориентиры, позволит формировать команды единомышленников с разными психотипами и компетенциями на всех уровнях исполнительной власти.

Опыт показывает, что государственный служащий добивается более высоких результатов при наличии веры в руководство и правильно выстроенной системы приоритетов и мотивации в работе.

Чиновники высоко ценят доверие руководства, возможность пройти переподготовку, получить новые навыки или повысить квалификацию видеть перспективу профессионального и карьерного роста.

Государственным служащим необходимо обеспечить равенство возможностей и справедливость, чтобы стимулировать их к нестандартным решениям и освоению новых методов работы и управления.

Наконец, для тех, кто придает наибольшее значение применению специальных знаний к решению государственных проблем, эффективность означает создание такой организационной структуры, в которой специалисты могут наилучшим образом использовать свои профессиональные качества.

При этом необходимо разработать «систему оценки компетентности», при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим.

Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческого капитала, ценностных ориентиров, социального лифта, продвижения и поощрения чиновников.

С помощью этой системы отбираются критерии для проведения аттестации всех сотрудников высших ступеней государственной службы. Это вариант гласности, может быть, не всегда приятный, но достаточно эффективный.

В конечном счете, чиновничество должно стать поистине привилегированным аристократическим классом. Профессия чиновника должна стать не только высокооплачиваемой, но и весьма престижной и уважаемой в обществе.

 

Стратегия и стратегическое управление

Необходимость усиления государственного регулирования и совершенствования управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики стала в очередной раз очевидной после мирового финансово-экономического кризиса, который потряс глобальную экономику в 2008-2009 гг.

В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые глобальные вызовы современности.

Совершенно очевидно, что невозможно устойчиво и динамично развиваться без определения стратегических целей, в противном случае возможен лишь спонтанный хаотичный рост, который на протяжении последних почти трех десятилетий мы наблюдаем в экономике России.[4]

Учитывая положительный опыт наиболее успешных в экономическом отношении стран мира в настоящее время для России основной стратегической целью в долгосрочной перспективе может стать – создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной инновационной экономикой.

Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития ставит стратегическую цель осуществления модернизации экономики России на инновационной основе.

Для достижения основных стратегических целей необходимо обеспечить решение следующих важных первоочередных задач:

  • создать систему стратегического управления, долгосрочного и среднесрочного экономического планирования;
  • диверсифицировать и модернизировать экономику на инновационной основе, повысить ее глобальную конкурентоспособность;
  • существенно улучшить деловой и инвестиционный климат;
  • снизить масштабы «теневой» экономики;
  • кардинально сократить масштабы коррупции во всех сферах экономики, в структурах законодательной и исполнительной власти, судебных и правоохранительных органах;
  • повысить качество и эффективность государственного управления;
  • понизить энергоемкость экономики и повысить ее энергоэффективность;
  • повысить экологическую ответственность и устойчивость экономического развития.

Для основной массы населения России можно предложить вполне осязаемые стратегические цели, а именно - ликвидация бедности, удвоение реальных доходов населения, формирование среднего класса и значительное повышение качества жизни населения.

Обоснованная и понятная модель экономического развития страны с определенными стратегическими приоритетами не только облегчит принятие целей стратегии гражданским обществом, но и позволит значительно повысить эффективность государственного управления.

Как говорил один из классиков современного менеджмента Питер Друкер: «Нет бедных и богатых стран, а есть плохо и хорошо управляемые страны».[5]

Только эффективное государственное управление способно обеспечить экономический рывок страны, повышение ее глобальной конкурентоспособности.

Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.

Однако любые экономические преобразования не могут быть абстрактными и должны проводиться исключительно в интересах общества, каждого конкретного человека. Реформы не ради реформ, а во благо человека.

В этой связи, хотел бы привести слова выдающегося русского ученого, к сожалению, малоизвестного, Юрия Крижанича (1617–1683), сказанные более 300 лет назад, которые не утратили свою актуальность и вполне могут быть обращены к нынешним руководителям страны: «Править так, что бы это было во благо тем, кем правят; осуществлять всякие преобразования так, чтобы жизнь становилась «непременно счастливее», а народ богаче; искать свой путь и верить в счастливую звезду России, которую Господь не оставит без своих милостей».[6]

Россия уникальное и самодостаточное государство. Гражданам России необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить былую мощь государства на новых идеях и принципах.

Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого инновационного развития и создания открытой саморегулирующейся креативной экономики настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, национальных элит, интересы различных слоев общества, политических партий и движений.

Несмотря на экономические санкции против России, попытки ее изоляции и дискредитации, относительная политическая стабильность, наличие природных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов являются объективными предпосылками для реализации национальной идеи по построению в России современного социально-ориентированного государства, креативной, инновационной, саморегулирующейся экономики.

 

Список литературы

1.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. «Послание Президента Федеральному Собранию»

2.Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). Саратов, 2002. С. 231.

3.Подробнее см. Андрианов В.Д., Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого развития экономики России до 2030 г., «Общество и экономика», № 7 (стр. 5-36), М.: 2016 г.

4.Peter Drucker on the Profession of Management (1998). Русскоязычное издание: О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера. — М.: «Вильямс», 2005.  С. 320.

5.Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997.

 

Андрианов В.Д.

Профессор МГУ, д.э.н., Академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. «Послание Президента Федеральному Собранию».

[2] Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). Саратов, 2002. С. 231.

[3] Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862–1911). С. 231.

[4] Подробнее см. Андрианов В.Д., Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого развития экономики России до 2030 г., «Общество и экономика», № 7 (стр. 5-36), М.: 2016 г.

[5]Питер Фердинанд Друкер (1909-2005) — американский учёный, австрийского происхождения; экономист, публицист, профессор, один из самых влиятельных теоретиков современного менеджмента.

Peter Drucker on the Profession of Management (1998). Русскоязычное издание: О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера. — М.: «Вильямс»,  2005. — С. 320.

[6] Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997.

 

Совсем недавно покинул этот мир основатель группы компаний МММ Сергей Мавроди. Его тело было найдено на остановке, сердечный приступ. Но многих интересует вопрос, а что стало с его женой? Узнайте об этом подробнее. Поговаривают, что у нее родилась дочь, и она живет тихой спокойной жизнью, так ли это? Давайте узнаем.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован