Эксклюзив
Холодков Вячеслав Михайлович
19 июня 2017
2019

​Притормозят ли новые санкции США экономическое развитие России​

Надеяться на отмену санкций в обозримом будущем бессмысленно
Main 1459661553 rusya abd ve ab sozlerinin kucuk harflerle 6343584 4586 o

Сенат США 14 июня одобрил поправку к закону об ограничении торгово-экономических связей с Ираном, предусматривающую ужесточение санкций в отношении России. Их необходимость американские законодатели объяснили якобы «вмешательством» России в президентскую кампанию в США и мнимой «агрессией» России в Сирии и на Украине.

Поправки предусматривают меры  против лиц и организаций, финансирующих в сумме больше 5 млн. в год (или 1 млн. долларов единовременно)  строительство российских экспортных трубопроводов или предоставляющих по этим проектам услуги и технологии, а также сокращение срока кредитования для российских банков с 90 дней до 14, а российских энергетических компаний до 30 дней.

Минфину США предоставляются дополнительные полномочия для того, чтобы  «фиксировать незаконное финансирование, включая незаконные финансовые потоки, связанные с Россией». Кроме того, это ведомство в течение 180 дней после даты принятия закона должно представить в Конгресс анализ «потенциального эффекта расширения санкций за счет включения суверенного долга и всех возможных деривативных продуктов».

Также указывается, что США «продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток–2», принимая во внимание его «пагубное воздействие» на энергобезопасность Евросоюза и развитие рынка газа в Центральной и Восточной Европе, а также на реформы энергетики на Украине». Причем, США намерены помогать союзникам и партнерам в Европе «снижать зависимость от российских энергоресурсов, в особенности природного газа, который используется правительством России в качестве оружия, чтобы запугивать другие страны и влиять на них».

С учетом особо «теплых» отношений Конгресса с Д.Трампом хитроумные сенаторы предусмотрели в законопроекте пункт, по которому президент США не сможет отменять антироссийские ограничения без согласия законодателей. Степень «теплоты» этих отношений демонстрирует также тот факт, что поправка принята буквально через день после заявления главы Госдепартамента США Рекса Тиллерсона о просьбе в адрес США со стороны американских союзников и партнеров в Европе, Азии и на Ближнем Востоке наладить отношения с Россией.

*       *       *       *       *       *

Конечно,  одобрение Сенатом поправок к закону еще не означает его принятия. Предстоит сложная процедура: нужно утвердить поправки в Палате представителей, а если президент Трамп наложит вето, преодолеть его путем повторного голосования, набрав 2/3 голосов конгрессменов.

Нельзя забывать и о том, что любые санкции дают какой-то эффект лишь в том случае, если они принимаются коллективно. В получении же поддержки со стороны европейцев у США – явные проблемы.

На следующий же день после голосования в Сенате США глава МИД ФРГ Зигмар Габриель и канцлер Австрии Кристиан Керн выступили с совместным заявлением, в котором раскритиковали законопроект, обратив внимание на угрозу экстерриториального характера санкций, т.е. их распространения на европейские компании, которые сотрудничают с Россией в соответствующих энергетических проектах. Отмечается, что ужесточение санкций может негативно сказаться на экономических интересах европейских компаний и отрицательно повлиять на отношения Европы и США: «Энергообеспечение Европы – это вопрос Европы, а не Соединенных Штатов Америки». Это заявление – еще один штрих в пеструю картину растущего непонимания между США и ЕС, в частности, по вопросам международной торговли.

Позицию Габриеля и Керна разделяет и канцлер Германии Меркель. Как сообщил официальный представитель правительства страны Штеффен Зайберт, «существует большое согласие с содержанием этого заявления.  Канцлер разделяет опасения, которые приводятся в этом тексте». По его словам, в Берлине возмущены тем, что «речь идет о санкции за действия России, под которые попадают европейские компании».

В свою очередь спикер МИД Германии подчеркнул: «Если американский президент воспользуется правом введения санкций против немецких и европейских компаний, которые в какой-либо форме участвуют в строительстве, финансировании и работе газопроводных систем в ЕС, то мы будем считать это противоречащим международному праву».[1]

*       *       *       *       *       *

Между тем, упорство и самонадеянность американских законодателей хорошо известны, поэтому вероятность принятия поправок и введения новых санкций, которые будут носить экстерриториальный характер, достаточно высока.

У многих в России возникают естественные вопросы: насколько болезненными для отечественной экономики будут новые санкции? Затормозят ли они наше развитие?

Для ответа на них нужно проанализировать степень эффективности уже действующих санкций США и ЕС, которые были направлены против трех секторов российской экономики –  нефтяного, банковского и оборонно-промышленного.

Как показывает статистика, какого-либо спада или кризиса в нефтяной  промышленности нет. Возьмем не стоимостные показатели, которые зависят от мировых цен на нефть, а натуральные. Добыча «черного золота» в России растет: 2014 г. – 526 млн. тонн, 2015 г. – 534 млн. тонн, 2016 г. – 547 млн. тонн. Экспорт нефти также увеличивается: 2014 г. –  221 млн. тонн,  2015 г. – 242 млн. тонн, 2016 г. – 254  млн. тонн. За пять месяцев 2017 года добыча по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась еще на 0,8% – до 227,5 млн. тонн, а  экспорт – до 117,1 млн. тонн.

Детальной статистики по предприятиям ОПК естественно нет, но общее состояние дел в отрасли можно понять по данным, озвученным  в публичных выступлениях руководства «Рособоронэкспорта». Доходы от экспорта военной техники и вооружений за последние три года выросли и составили в 2016 году 14 млрд. долларов, а общий портфель заказов «Рособоронэкспорта» превысил рекордную сумму – 56 млрд. долларов. И здесь никакого кризиса мы также не наблюдаем.

Банковский сектор чувствует себя более чем комфортно. Никакого кризиса ликвидности нет и не предвидится. Наоборот, налицо избыток ликвидности. Объем банковских активов на 1 января 2017 года составил 80 трлн. рублей, чуть меньше, чем  ВВП страны. Прибыль банков выросла за год в 5 раз: со  192 млрд. руб. в 2015 году  до  930 млрд. руб. 2016 году. За первые четыре месяца 2017 года прибыль составила 530 млрд. руб., и по предварительным прикидкам превысит в текущем году рекордный уровень 2013 года –  1 трлн. руб. [i]

Что касается спада в отечественной экономике в 2015-2016 годах, то  он произошел главным образом вследствие нашей зависимости от экспорта нефти и резкого снижения мировых цен на нее. «Вклад» санкций в спад производства небольшой, менее 1/10 части. Прекращение доступа корпоративного сектора России к западным рынкам капитала и некоторым технологиям не  создало сколько-нибудь существенных сложностей в развитии производства.

Эту простую истину поняли и американские специалисты. В середине марта аналитик Совета национальной безопасности (СНБ) США Кевин Харрингтон провел экономический анализ влияния американских санкций на нефтяную промышленность и другие отрасли РФ, сделав вывод, что они не нанесли России значительного ущерба.[ii]

*       *       *       *       *       *

И в этот раз ущерб для экономики России будет незначительным, несопоставимым с тем, который нам приносит падение цен на нефть.

Большинство специалистов склоняются к тому, что новые санкции могут затруднить выпуск российским правительством евробондов (предусмотренная в законопроекте вероятность «расширения санкций за счет включения суверенного долга и всех возможных деривативных продуктов» означает запрет на покупку российских правительственных долговых ценных бумаг). По заявлению главы Минфина РФ А.Силуанова, в июне планируется разместить евробонды на $3 млрд. Вероятно, этот выпуск санкции не затронут, но последующие серии евробондов могут под них попасть.

Однако наиболее очевидный ущерб санкции теоретически могут нанести проекту газопровода «Северный поток-2», строительство которого  должно начаться в 2018 году и завершиться в 2019-ом.

Совместное предприятие с европейцами для строительства газопровода не удалось создать из-за негативной позиции Польши, поэтому для планирования, строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода создана компания Nord Stream-2 – дочернее предприятие «Газпрома». Тем не менее, заинтересованные европейские партнеры нашли возможность участвовать в проекте путем предоставления долгового финансирования (если не хватит определенного первоначально проектного финансирования). Соглашение об этом было подписано 24 апреля с Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall, которые обязались предоставить 50% финансирования проекта общей стоимостью 9,5 млрд. евро (вторую половину суммы выделяет «Газпром»).

По словам заместителя председателя правления «Газпрома» А.Медведева, компания Nord Stream-2 уже получила средства от всех партнеров в объеме, предусмотренном на 2017 год – 1,425 млрд. евро (по 285 млн. евро каждый). Таким образом, из 4,750 млрд. евро европейским компаниям осталось внести 3,325 млрд. евро.

Но даже если США удастся заставить европейцев прекратить финансирование проекта, это вовсе не означает его досрочных «похорон».

У России есть много вариантов реализации проекта даже без европейских кредитов. Одно из них – привлечение китайского финансирования.

После введения западных санкций российско-китайское сотрудничество в сфере ТЭК  развивается стремительными темпами.

Достаточно упомянуть соглашение о строительстве газопровода «Сила Сибири» и связанных с ним объектов на общую сумму 400 млрд. долларов, переговоры о сооружении второго газопровода мощностью 30 млрд. кубометров (Сила Сибири-2), быстром росте поставок  российской нефти в КНР по трубопроводу ВСТО, которые планируется довести до 40 млн. тонн в год  (Россия уже стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, оттеснив Саудовскую Аравию на вторую позицию).

В условиях невозможности доступа российских банков и компаний на западные финансовые рынки Китай открыл для российских банков и компаний кредитные линии на сумму более 70 млрд. долларов, например, Сбербанку, Внешэкономбанку, Внешторгбанку, Россельхозбанку. Китайские банки открыли кредитование на сумму 12 млрд. долл. для реализации проекта строительства крупнейшего завода по сжижению газа «Ямал СПГ», причем значительную часть сжиженного газа планируется поставлять в Европу.  В марте 2016 года «Газпром» получил кредит в объеме 2 млрд. евро от Банка Китая.

Китайская Sinopec Group в декабре 2015 года приобрела 10% акций холдинга СИБУР, и такую же долю в проекте «Ямал СПГ», который реализует российская компания «Новатэк». Компания CNCC приобрела 40% акций Восточной нефтехимической компании (ВНХК) и подписала соглашение о долевом участии в финансировании проекта строительства НПЗ мощностью переработки 24 миллиона тонн нефти.

Думается, что китайцы с удовольствием воспользуются случаем и непременно внесут недостающую сумму в этот весьма выгодный проект.

*       *       *       *       *       *

Но самое главное – в другом.

Отважусь высказать непривычную точку зрения о том, что западные кредиты, да и в целом иностранное финансирование, нам по большому счету не нужны. Во всяком случае, большинство нефтегазовых проектов мы способны финансировать самостоятельно.

Как было сказано выше, все основные показатели, включая объем активов, прибыль и т.д., свидетельствуют о том, что банковская система России чувствует себя более чем комфортно (конечно, не без помощи государства, которое выделило в январе 2015 года в рамках антикризисной программы 800 млрд. рублей для докапитализации 30 крупнейших банков). На депозитах предприятий в банках лежат более 24,3 трлн. руб, на депозитах граждан – 24,2 трлн. рублей (годовой объем совокупных, т.е. государственных и частных инвестиций, составлял в предсанкционные годы  гораздо меньше – 14 трлн. рублей).[iii]

Но вот парадокс: объем кредитов предприятиям за 2016 год сократился на 9,5% – с 33,3 трлн. до 30,1 трлн. при том, что кредитование физических  лиц несколько увеличилось (с 10,684 трлн. руб. до 10,803 трлн. руб.), а прибыль банков, как отмечалось выше, выросла в 5 раз. Иначе говоря, реальный сектор экономики банки по-прежнему финансируют крайне скудно и неохотно.[iv]

Этот феномен заметил Президент В.Путин. В послании Федеральному Собранию он отметил: «В рамках антикризисной поддержки в 2015-16 годах мы пополнили капитал банковской системы на 827 миллиардов рублей. По оценкам, этот ресурс позволял банкам существенно нарастить кредитование реального сектора», подчеркнув, что объем таких кредитов в 2016  году не только не вырос, но даже снизился.[v]

Куда уходили деньги – ясно из отчетов Московской биржи. В 2015 году ВВП страны упал на 2,8%, а объем биржевых торгов составил 685 трлн. рублей, что на 36,0% выше, чем в 2014 году. В 2016 году ВВП упал еще на 0,2%, а биржа поставила новый рекорд. Общий объем торгов года вырос по сравнению с 2015 годом еще на 24% и составил 850 трлн. рублей.

При том запредельном уровне прибыльности, который дают биржевые операции (они же спекуляции) валютой  и различными видами ценных бумаг, вкладывать деньги в реальный сектор экономики способны лишь альтруисты, да и то под сильным государственным давлением.

Еще один парадокс. С учетом стабилизации курса рубля и падения прибыльности биржевых операций с валютой ЦБ был вынужден даже изобретать средства для «абсорбирования избыточной ликвидности» и начал привлекать на свои депозиты ресурсы коммерческих банков, якобы «не востребованные» реальным сектором экономики.

*       *       *       *       *       *

Большинство здравомыслящих людей в России уже давно поняли: санкции надолго и надеяться на их отмену в обозримом будущем  бессмысленно.

Вывод из этого простой: нам нужно переформатировать кредитно-денежную и в целом государственную экономическую политику таким образом, чтобы банкам было выгодно вкладывать деньги в развитие реального сектора экономики (т.н. «длинные деньги»), в т.ч. в реализацию крупных нефтегазовых проектов, а не в биржевые спекуляции. Методы и средства для достижения этой цели хорошо известны, например, введение «налога Тобина» (налога на высокодоходные биржевые операции с иностранной валютой). Тогда никакие западные санкции нам не будут страшны. Скоро очевидно предстоит утвердить программу структурных экономических реформ (недавно высшему руководству страны, был доложен проект Стратегии экономического развития, подготовленный Центром стратегических разработок, и аналогичный документ Столыпинского клуба), в которой несомненно будут учтены все особенности текущего внутреннего финансово-экономического положения России и ее внешнего окружения.

 

 

[1] http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4342365

[i] http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1706.pdf

[ii] http://vm.ru/news/386334.html

[iii] http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1706.pdf

[iv] http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1706.pdf

[v] http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

 

Вячеслав Михайлович Холодков


Учёный совет
руководитель сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован