Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
05 февраля 2018
1740

Роль Азиатского банка развития в индустриализации и модернизации экономики стран Юго-Восточной Азии

Main an

В послевоенный период многие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) демонстрировали высокие темпы экономического роста. Большинство из них сумели в относительно короткий исторический период времени модернизировать национальное хозяйство и превратиться из развивающихся в «новые индустриальные страны» (НИС).

В результате НИС смогли встроиться в международные производственные цыпочки, значительно увеличилась доля этих стран в мировой экономике и международной торговле, повысилась их страновая конкурентоспособность.

 Совокупный ВВП (по номиналу) стран ЮВА в 2016 г. достиг 2 450 млрд. долл., а их доля в мировом ВВП (75 213 млрд. долл.) составляла 3,2%.

По размеру ВВП (по паритету покупательной способности) в 2016 г. в число 30 крупнейших стран мира входили 4 государства ЮВА – Индонезия, Таиланд, Малайзия и Филиппины.[2]

Экономические успехи этих стран ЮВА во многом связаны с выбором стратегии и модели экономического развития и эффективным использованием внутренних и внешних факторов экономического роста.

Среди этих факторов динамичного экономического роста особая роль принадлежит финансовым институтам развития.

В мировой практике финансовые институты развития создавались как специализированные банковские учреждения, кредитные организации или государственные корпорации с особым юридическим статусом.

Основной целью деятельности финансовых институтов развития является стимулирования экономического роста, модернизация приоритетных отраслей экономики, создание современной инфраструктуры и решение социальных, демографических и экологических проблем суверенных государств.

Финансовые институты развития имеют ряд преимуществ перед традиционными методами и механизмами государственной финансовой поддержки по диверсификации и трансформации структуры экономики.

Финансовые институты развития осуществляют особые функции по аккумулированию и перераспределению финансовых ресурсов на реализацию масштабных инвестиционных проектов и общественно значимых социально-экономических программ развития.

Финансовые институты развития, в отличие от коммерческих банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний, частных финансовых организаций не стремятся к максимизации прибыли, а нацелены на решение стратегических задач и реализации основных направлений экономической политики государств.

Большинство из ныне действующих финансовых институтов развития были созданы в послевоенный период. В настоящее время в мире функционируют около 800 финансовых институтов развития, большинство из которых являются банками или корпорациями развития.

В международной практике финансовые институты развития делятся на:

  • международные (глобальные);
  • региональные;
  • субрегиональные (межрегиональные);
  • национальные.[3]

 

Региональные финансовые институты развития[4]

Региональные финансовые институты развития создавались по инициативе развивающихся стран, которые испытывали трудности с долгосрочными инвестициями и доступом на мировой рынок ссудных капиталов.

В отличие от международных финансовых институтов развития, которые осуществляют деятельность практически во всех странах и регионах мира, региональные финансовые институты развития ограничивают свое деятельность конкретным географическим регионом. 

Из региональных финансовых институтов развития наиболее существенный вклад в модернизацию экономики стран ЮВА внес Азиатский банк развития.

 

Азиатский банк развития (АБР)

Азиатский банк развития (АБР) – Asian Development Bank (ADB), далее – АБР, был образован в 1966 г. На момент создания в состав акционеров банка входила 31 страна, уставной капитал составлял 1,3 млрд. долл.

Целью создания банка было содействие социальному и экономическому развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время учредителями и акционерами АБР являются 67 стран, из которых 48 – региональные представители. Уставной капитал банка увеличился до 55 млрд. долл.

Крупнейшими акционера­ми АБР являются Япония и США, которым принадлежит соответственно по 15,8% акций банка. Все страны ЮВА входят в состав акционеров банка.

Высший административный орган банка — Совет управляю­щих, в состав которого входят по одному представителю от каждой страны.

Средства банка формируются за счет взносов стран-членов, доходов от кредитования и заимствований на международном рынке капитала, путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг.

Штаб-квартира банка расположена в Маниле, столице Филиппин. Численность штатных сотрудников АБР составляет около 3 тыс. человек.[5]

В 2006 г. банк принял решение ввести «азиатскую валютную единицу» (АКЮ), которая будет отражать котировки акций денежных единиц 13 стран региона, и, возможно, превратится со временем в азиатский аналог евро.

В настоящее время АБР является крупнейшим финансовым институтом развития в Азиатско-тихоокеанском регионе.

В структуру АБР входят –  Азиатский фонд развития (Asian Development Fund), Специальный фонд технической помощи (Technical Assistance Special Fund) и Японский специальный фонд (Japan Special Fund).

Свою миссию АБР видит в оказании помощи развивающимся странам-членам в снижении уровня бедности, улучшении условий и качества жизни населения в Азиатско-Тихоокеанский регионе.

Всего за пятьдесят лет своей деятельности (1966 - 2016 гг.) АБР выдал займов и кредитов на общую сумму свыше 300 млрд. долл.

Рост кредитного портфеля банка имел следующую динамику: 1966-2010 гг.  — 181,6 млрд. долл., 2011-2015 гг.   —  65,6 млрд. долл., 2014 г.  —   22,9 млрд. долл., 2015 г.  —   15,4 млрд. долл.,
2016 г.  —   31,7 млрд. долл.

Свой юбилейный 2016 год АБР отметил максимальным показателем ежегодного объема финансирования – 31,7 млрд. долл.[6]

В 2017 г. банк предоставил странам финансовых ресурсов на общую сумму 28,9 млрд. долл.

Основными формами и финансовыми инструментами поддержки банком социально-экономического развития и модернизации стран-членов являются:

  • предоставление грантов, льготных кредитов, коммерческих займов;
  • долговое финансирование, путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг;
  • торговое финансирование;
  • выпуск и софинансирование гарантий;
  • прямое инвестирование и участие в акционерном капитале компаний;
  • продвижение инвестиций для целей развития Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • помощь в выработке и координации социально-экономической политики стран-членов;
  • техническое содействие в планировании и осуществлении проектов и программ развития;
  • оказание консультационных услуг.

Большинство займов и кредитов выдаются странам из двух фондов банка: специального и обычного.

Специальный фонд предназначен для долгосрочного кредитования сроком на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3%). Льготный период для кредитов из специального фонда составляет как правило, 10 лет.

Обычный фонд предоставляет кредитные ресурсы на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Льготный период для кредитов из этого фонда составляет 3-5 лет.

Средняя сумма одного кредита АБР составляет 15 млн долларов, более крупные кредиты (до 50 млн долларов) из этого фонда банк предоставляет довольно редко.

Подготовку, планирование и осуществление инвестиционных проектов и программ в странах ЮВА организует и координирует специальное подразделение банка –  Департамент Юго-Восточной Азии.

Первоначально деятельность АБР в странах ЮВА была направлена на поддержку развития сельского хозяйства, увеличения его производительности и достижение самообеспеченности населения продовольствием.

В 70-е годы прошлого столетия АБР расширил свою деятельность в странах ЮВА за счет реализации проектов в сфере образования, здравоохранения, развития инфраструктуры и промышленности.

Во время энергетического кризиса, в 1973 г. АБР усилил поддержку энергетического сектора тех стран ЮВА, экономика которых зависела от внешних поставок энергоносителей.

В 80-е годы прошлого столетия АБР начал использовать инструмент прямого инвестирования в капиталы частных компаний, а также свой высокий финансовый рейтинг для привлечения дополнительных финансовых ресурсов частного бизнеса в проекты социально-развития стран ЮВА.

В начале 90-х годов прошлого столетия АБР начал создавать программы региональной экономической интеграции. Первой была масштабная программа экономического сотрудничества соседних государств в субрегионе Большого Меконга.[7]

В 1995 г. АБР стал первой региональной финансовой организацией, разработавшей и политику и основные направления по борьбе с бедностью, поддержку вынужденных переселенцев и коренных народов.[8]

Важной задачей АБР, наряду с выполнением функций по стимулированию устойчивого экономического роста, стала антикризисная поддержка экономики в кризисные периоды.

В периоды финансово-экономических кризисов банки развития реализуют антикризисные программы, разработанные и принятые правительствами или другими органами государственной власти, используя выделяемые им для этих целей централизованные финансовые ресурсы.

В соответствии с этой задачей АБР участвовал в реализации планов и программ антикризисного характера правительств стран ЮВА.

В период Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. АБР разработал и реализовал специальную антикризисную программу поддержки валют стран ЮВА, укрепления финансового сектора, поддержки беднейших слоев населения.

Для стабилизации финансового положения стран ЮВА в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. АБР применял как традиционные инструменты денежно-кредитной политики, так и экстренные меры финансовой поддержки.[9]

Оперативная работа АБР по доведению средств до стратегически важных секторов, отраслей и субъектов национальных экономик позволило значительно снизить отрицательные последствия острой фазы финансового кризиса для многих стан ЮВА.

В начале текущего столетия важными направлениями деятельности АБР в странах ЮВА стало микро-финансирование, целью которого является поддержка и развитие в странах региона малого бизнеса, а также реализация проектов на принципах государственного-частного партнерства (ГЧП).

В последние годы в наиболее развитых странах ЮВА займы и кредиты АБР содействовали внедрению инновационных технологий, модернизации объектов инфраструктуры, развитию институциональной среды рыночной экономики, решению вопросов экологической безопасности, включая проблемы изменение климата.

На протяжении всей своей деятельности АБР оказывал финансовую поддержку странам, пострадавших от беспрецедентных природных катастроф. В частности, за счет средств банка был реализован проект экстренной помощи Индонезии пострадавшей от землетрясения и цунами.

За пятьдесят лет функционирования АБР (1966 – 2016) странам ЮВА было предоставлено финансовых ресурсов на общую сумму более 35 млрд. долл., что составляло примерно 12% от общего кредитного портфеля банка.

Среди стран ЮВА больше всего займов и кредитов было предоставлено Вьетнаму (16,0 млрд. долл.), Филиппинам (8,5 млрд. долл.) Таиланду (6,8 млрд. долл.), Камбодже (2,9 млрд. долл.), Индонезии (1,1 млрд. долл.).[10]

Общий объем грантов, кредитов, займов и технической помощи, предоставленных Вьетнаму составил 16 млрд. долл. В последние годы банк финансировал разработку «Стратегии развития Вьетнама на период 2016-2020 гг.».

В рамках стратегии был реализован ряд проектов по повышению устойчивости экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики, модернизации инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, защиты окружающей среды, изменения климата и др.

В последние 10 лет Филиппины получали от АБР займов и кредитов ежегодно в среднем по 745 млн. долл. Наиболее успешными считаются проекты стратегического партнёрства частного сектора для борьбы с бедностью, инфраструктурный проект в рамках реализации масштабной строительной программы (100 млн. долл.), проект по повышению эффективности государственного управления и финансового сектора, проекты региональной интеграции на Минданао и  Висайских островах и др.[11]

В перспективе банк планирует принять активное участие в финансировании реализации долгосрочной стратегии развития страны «Амбисион Натин 2040» (Ambisyon Natin 2040) и пятилетнего «Плана развития Филиппин на 2017-2022 гг.».

Объем финансовой помощи Таиланду со стороны АБР в период с 1966 г. по 2016 г. составил 6,79 млрд. долл. В стране было реализовано 278 проектов и программ социально-экономического развития.

Банк оказывал техническую, консультационную помощь и финансировал реализацию «Таиландского плана развития инфраструктуры» на принципах государственного-частного партнерства (ГЧП).

В последние годы приоритетными сферами кредитования Таиланда были развитие цифровой и креативной экономики, формирование человеческого капитала и др.

Со дня основания АБР Камбоджа получила 2, 86 млрд. долл. в форме грантов, займов, кредитов и технической помощи на реализацию социально-экономических проектов и программ.

В период с 2010 по 2017 гг. на средства банка было построено 1084 км. дорог, электрифицировано 40 тысяч домохозяйств в сельских районах, 96 тысяч хозяйств получили доступ к централизованному водоснабжению.

Для 72 тысячи домохозяйств были модернизированы водопровод и канализация, 206 тысяч выпускников средних школ получили возможность продолжить образование.

Индонезии АБР предоставил финансовых ресурсов на общую сумму свыше 1 млрд. долл., в том числе 894 млн. долл. в форме грантов и технической помощи, 100 млн. долл. на выпуск и размещение облигаций в индонезийских рупиях, 33 млн. долл. в форме суверенных займов и кредитов частному сектору.

В Индонезии техническая помощь и кредиты направлялись на финансирование программ по борьбе с бедностью, обеспечению продовольствием населения, развитию рыболовства, ирригации сельскохозяйственных районов.

Кроме того, были реализованы проекты в области энергетики, в том числе проекты по повышению энергетической безопасности, внедрению энергосбережения, развитию возобновляемых источников энергии, модернизации инфраструктуры, защиты окружающей среды и др.

Выпуск бондов в национальной валюте Индонезии был первым выпуском со стороны акционера АБР.

В отличие от большинства стран ЮВА, которые являются клиентами АБР, Сингапур является донором банка. Со дня основания АБР Сингапур внес 485,6 млн. долл. в капитал банка и 24, 7 млн. долл. в Специальный фонд технической поддержки.[12]

Деятельность АБР осуществляется в соответствии с долгосрочной корпоративной стратегией развития. Ныне действующая стратегия развития до 2020 г., была разработана с учетом региональных, страновых и отраслевых приоритетов, целей, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН и задачи повышения эффективности проектов развития.[13]

В 2018 г. планируется принять новую корпоративную «Стратегию 2030». Как полагают эксперты в новой Стратегии АБР найдут свое отражение современные процессы глобализации, изменения технологических укладов на основе инноваций, развития цифровой экономики, трендов изменения климата и интеграционных процессов в регионе.[14]

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1] К странам Юго-Восточной Азии относятся: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Сингапур, Бруней, Восточный Тимор.

[2] International Financial Statistics (IFS), Yearbook 2017, Vol. LXX, Statistics Department, International Monetary Fund (IMF), Washington, D.C.

[3] Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.

[4] Азиатский банк развитияАБР (Asian Development Bank – ADB);

 Африканский банк развитияАФБР (African Development Bank – AFDB);

 Европейский банк реконструкции и развитияЕББР (The European Bank for Reconstruction and Development – EBRD;

Европейский инвестиционный банкЕИБ (European Investment Bank – EIB);

Банк развития Совета ЕвропыБРСЕ (Banque de Development du Conseil de l'Europe – CEB);

Межамериканский банк развития - МАБР (Banco Interamericano de     Desarrollo – IADB).

[5] Asian Development Bank (ADB) https://www.adb.org/

[6] ADB Annual Report 2016, https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2016, Годовой отчет Азиатского банка развития 2016 г.

[8] Кучерявый П., Андронова И. Азиатский банк развития: инвестиции в развитие // Вестник международных организаций. - 2011. С.61-67.

[9] Информационно-аналитический доклад: «Антикризисные программы стран-членов АТЭС и роль институтов развития в их реализации» // Департамент стратегического анализа и разработок, ГК «Внешэкономбанк». – 2010.

[10] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

[11] Asian Economic Integration Report 2017, https://www.adb.org/publications/asian-economic-integration-report-2017

[12] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

[13] Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития / Под ред. В.Д. Андрианова. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2012 г. – 272 с.

[14] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован