Эксклюзив
01 февраля 2012
8022

Социологические особенности управления изменениями в организации

Main image001
Ф. И. Шарков,заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУП РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Появление книги Эрика Фламгольца и Йвонна Рэндла по данной проблематики представляется своевременной и исключительно актуальным для российских читателей. Книги известного американского профессора Эрика Фламгольца стали настольными для самых успешных компаний мира. Благодаря его методологии, Starbucks, к примеру, преодолел трудности, связанные с расширением бизнеса, и добился триумфа.

Эрик Фламгольц является профессором в области управления человеческими ресурсами и организационного поведения в Высшей школе менеджмента им. Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелес, а также является научным сотрудником в Центре исследования проблем предпринимательства при Высшей школе менеджмента. Эрик Фламгольц является президентом Management Systems Consulting Corporation, которую он создал в 1978 году. Он также является членом правления корпорации 99 Cents Only Stores с годовым оборотом более 1,5 млрд. долларов США.

В Высшей школе менеджмента Эрик Фламгольц читает авторский курс, базирующийся на разработанной методологии обеспечения устойчивого и долговременного успешного развития организации, а также проводит лекции по различным программам развития лидерских качеств руководителей. С 2009 г. Эрик Фламгольц читает лекции по специальным разделам лидерства в высшей школе бизнеса Cheung Kong Graduate School of Business, которая является одной из ведущих бизнес-школ Китая.

В Россию Эрик Фламгольц приезжает для того, чтобы представлять свою методологию для профессоров российских, для обсуждения возможностей ее применения в учебном процессе. С заинтересованными партнерами, специализирующимся на предоставлении такого рода услуг, обсуждает возможное применение его методологии при управлении изменениями для компаний, расположенных в России и на территории стран Восточной Европы. Организованный интерактивный семинар в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, семинар позволил активизировать его диалог с российскими заинтересованными лицами.

Одновременно с посещением Эриком Фламгольцем России вышла в свет его книга в соавторстве с Йвоном Рэнделом (Фламгольц Э. и Йвонн Р. Управление стратегическими изменениями: от теории к практике. - М.: Эксмо, 2011).

Особенностью данной книги является изложение функционирования организации с учетом возникающих социологических проблем управления. Впервые приводится схема классификации изменений и обсуждаются особенности ее практического применения.
Авторы кратко анализируют развитие взглядов на организацию в исторической перспективе. Этот факт имеет особую значимость, поскольку эволюция теоретических представлений в значительной степени обусловлена изменением предмета исследований.
Авторы справедливо указывают, что менеджмент, как и другие социальные науки, должен рассматриваться и как наука, и как искусство. Причем научная составляющая заключается в разработке и обосновании концепций и моделей. Искусство же состоит в квалифицированном применении эмпирически подтвержденных моделей при решении практических задач. В современных условиях ориентация обучения менеджменту только на развитие "soft skills", не требующих дополнительной смысловой нагрузки и понимания особенностей разработанных моделей, является ошибочной концепцией, за которую будет расплачиваться следующее поколение.

Книга написана на основе имеющего у авторов более чем 30-летнего опыта проведения исследований и практики консультирования. Авторами разработана концептуальная схема и предлагается Пирамидальная модель организационного развития. В книге приведены данные о найденной статистически значимой зависимости между параметрами модели и финансовыми результатами организации. Совершенно новым является доказанная авторами последовательность развития уровней Пирамидальной модели, необходимая для повышения вероятности успешного развития организации в долгосрочной перспективе. Впервые показывается вклад корпоративной культуры организации в ее способность генерировать прибыль. Особый интерес представляет опубликованный авторами результат о том, что источник долгосрочного конкурентного преимущества организации не заключается более на корректном выборе рынка и разработки продукта/услуги, и, по мере развития конкуренции и сложности самой организации, перемещается на уровни Пирамидальной модели, соответствующие разработке и внедрению систем управления операциями, систем стратегического управления и корпоративной культуры. На основе предложенной модели авторы разработали методологию организационной диагностики, которая позволяет вскрыть проблемы, препятствующие успешному развитию организации. Интересно также, что предложенный авторами критерий полноты построения Пирамидальной модели может служить оценкой не только организационного здоровья, но успешности организации в целом (по генерированию прибыли) в долгосрочной перспективе. Причем, для формирования таких выводов не требуется использование экономических показателей организации.

В книге рассматриваются примеры как успешного, так и неудачного управления изменениями в различных организациях. Приведены 9 кейсов, которые описывают особенности реализаций стратегических изменений как для малых компаний предпринимательского плана, так и для транснациональных корпораций. Отдельный интерес представляет анализ кейса по Indian Oil Corporation, где рассматриваются вопросы трансформации организации путем изменений в корпоративной культуре.
Интересным представляется взгляд авторов на широко обсуждаемую в современной литературе проблему лидерства и предложенную молекулярную модель лидерства, которая была идентифицирована на практических примерах и широко используется в консалтинговой практике.

Академический интерес представляют сформулированные авторами предложения по дальнейшему развитию указанного в книге методического аппарата. В целом, чтение этой книги будет полезно руководителям организаций самого различного профиля, преподавателям и слушателям бизнес-школ, бизнес-тренерам, инвестиционным аналитикам, основателям и владельцам собственного бизнеса, которые получат практический инструментарий для оценки возможностей создания долгосрочного конкурентного преимущества в организации, что представляет огромную значимость в деле модернизации.

F.I. Sharkov
Sociological Features of Management of Changes in the Jrganization

SHARKOV Felix - managing chair of public relations and a media policy of Institute of public service and human resource management of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation, the doctor of sociological sciences, the professor, the honored worker of a science of the Russian Federation - a mail: Sharkov_Felix@mail.ru).

Abstract. In the review of translation of the book results of sociological poll of municipal employees are analyzed; their generalized characteristic is given, and directions of realization of a personnel resource of municipal service the primary goals are outlined in modern conditions.

Keywords: organizational changes, strategic changes, investments into the personnel, management of changes.

Authors of the book "Management of strategic changes: from the theory to practice" (М: Eksmo, 2011 - 320 with.) Eric Flamholtz and Yvonne Randle is short analyze development of sights at the organization in historical prospect. Authors fairly specify that management, as well as other social sciences, should be considered both as a science, and as art. And the scientific component consists in working out and a substantiation of concepts and models. Art consists in the qualified application of empirically confirmed models at the decision of practical problems. In modern conditions orientation of training to management only on development "soft skills", not demanding additional semantic loading and understanding of features of the developed models, is the erroneous concept for which the following generation will pay

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован