17 февраля 2004
6670

Стратегическое управление обороной. Военная наука обогатилась новым фундаментальным трудом

Стратегическое управление в области национальной обороны весьма редко затрагивается исследователями и остается слабо разработанной темой в отечественной политологической и военной литературе. В этой связи весьма полезным выглядит труд А.А. Кокошина "Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России".
Пробелы в организации стратегического управления неоднократно оборачивались для нашей страны излишними потерями, а подчас и тяжелыми поражениями, примером чему может служить и война в Афганистане 1979-1989 гг., и "первая чеченская война" 1994-1996 гг. Крупные проблемы стратегического управления были в нашей стране и на начальном этапе Великой Отечественной войны, что неоднократно отмечалось еще такими авторитетнейшими авторами, как Г.К. Жуков и А.М. Василевский.

Значение оптимально построенной системы стратегического управления в нашей стране многие недооценивают и по сей день. Эта система все еще недостаточно разработана. Нуждается она и в соответствующих федеральных законах. Поэтому доныне весьма современно звучит фраза древнего китайского мыслителя, видного представителя "школы бинцзя" ("школы военной философии") Суньцзы: "Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу". Между тем ключевую роль в организации победы играет именно система стратегического управления, которая является предметом исследования нового фундаментального труда А.А. Кокошина.

Большим достоинством данной книги является то, что она написана автором, давно и плодотворно занимающимся исследованием крупных военно-политических проблем, включая стратегическое управление, и вместе с тем обладающим большим практическим опытом работы в качестве одного из руководителей Министерства обороны РФ (первого заместителя министра обороны), а затем государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны и секретаря Совета безопасности России. Плодотворную деятельность по укреплению обороноспособности и безопасности нашей страны А.А. Кокошин продолжает и в качестве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, будучи активным членом ряда соответствующих парламентских и государственных комиссий, депутатских объединений.
Сочетание практического опыта и научного знания предмета позволило автору осветить многие проблемы стратегического управления, которые его предшественники по изучению данной темы упускали из виду. Особенно интересным представляется ее освещение применительно к высшему звену управления - на уровне главы государства или главы правительства, Совета безопасности, Совета обороны или их аналогов.
Важно то, что в своем анализе современных проблем стратегического управления автор опирается на основательную историческую базу и теоретические размышления, изложенные в главах V-VIII.

В период своего пребывания на высоких должностях А.А. Кокошин, будучи гражданским человеком, уделял большое внимание мнению, знаниям, опыту военных профессионалов, что не могло не сказаться на результатах и его практической деятельности, и научных изысканий. В военной среде, в частности, известно тесное и плодотворное сотрудничество Андрея Афанасьевича с такими видными военачальниками, как Н.В. Огарков, В.П. Дубынин, М.П. Колесников, В.П. Миронов и другими.

Известно также, что автор настойчиво отстаивал в госорганах интересы обеспечения обороноспособности страны и добивался реализации ряда важнейших проектов по обеспечению наших Вооруженных Сил новейшей техникой. И высокопоставленные профессиональные военные, и руководители оборонно-промышленного комплекса России помнят, что при активном, а подчас и решающем участии А.А. Кокошина в тяжелейшие 1990-е гг. были созданы многие важнейшие системы оружия, которые так необходимы для обеспечения обороноспособности России, нашей безопасности, нашего суверенитета в условиях ухудшения международной обстановки, роста роли военного фактора, нарастания общей стратегической неопределенности. В их числе - лучшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М", система космической навигации ГЛОНАСС, тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", малошумные многоцелевые атомные подводные лодки, научно-технические разработки для развития морской составляющей стратегических ядерных сил, дальнобойного высокоточного оружия в обычном снаряжении, систем боевого управления.
А.А. Кокошин детально рассмотрел теоретические вопросы соотношения политики и военной стратегии. При этом автор, развив ряд тезисов, которые были обозначены им в труде "Армия и политика", опубликованном в 1995 г., убедительно показал, как может по-разному, с прямо противоположным знаком интерпретироваться ставшая хрестоматийной формула Клаузевица, гласящая, что "война является продолжением политики, но иными средствами". При этом автор монографии доказал, что нюансы в соотношении политики и военной стратегии имеют самое прямое отношение к построению систем управления, к степени эффективности их функционирования.

Значительный интерес представляет первая глава книги о стратегическом решении, поскольку это - действительно ключевая точка процесса стратегического управления. Данный вопрос так подробно почти не рассматривался в отечественной литературе. Причем А.А. Кокошин в качестве стратегических рассматривает не только решения, связанные с боевым применением Вооруженных Сил, но и вопросы их строительства.

Оправданно включение в книгу раздела о роли разведки в стратегическом управлении. В нем убедительно продемонстрирован сложный характер взаимоотношений между разведорганами, органами высшего военного управления и политическим руководством.
Изучение опыта зарубежных стран и контакты с высшими должностными лицами иностранных государств позволили автору провести сравнительный анализ систем стратегического управления не только Соединенных Штатов Америки и западноевропейских государств, но и Китайской Народной Республики. Обращение к китайскому опыту имеет особое значение и вызывает повышенный интерес как в силу возрастающей роли великого азиатского соседа России в мировой политике, так и из-за почти полного отсутствия в нашей стране публикаций о системе стратегического управления в КНР, которая заметно отличается и от систем управления западных стран, и от системы, существовавшей в СССР. Значительная часть книги А.А. Кокошина посвящена современной системе стратегического управления в России. Не вызывает сомнений обоснованный тезис автора о превращении Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в подлинный "мозг армии" (чему в монографии посвящена специальная глава), о том, что Генштаб должен быть неотъемлемой частью Министерства обороны, тесно взаимодействующей с другими компонентами этого органа стратегического управления. Этот тезис Кокошина базируется на подробном рассмотрении автором того, что представляли собой генеральные штабы и военные министерства в истории различных государств, в том числе императорской России и Советского Союза. Автор наглядно показал, к какому расстройству системы стратегического управления в Российской империи привело выделение Генштаба в орган, подчинявшийся императору в обход военного министра. Говоря о современной системе управления в Минобороны, о роли Генштаба, автор справедливо пишет о том, что перегруженность ГШ административной работой ослабляет его возможности по оперативному управлению Вооруженными Силами в соответствии с указаниями президента и министра обороны. Он обоснованно отстаивает соблюдение принципа единоначалия в Вооруженных Силах РФ в цепочке президент - министр обороны - начальник Генерального штаба. При этом автор отнюдь не ратует за лишение Генштаба распорядительных функций.
Хотя сейчас во главе Минобороны стоит гражданское лицо, известный политический деятель, тезис о дальнейшей "гражданизации" МО вызывает неоднозначную реакцию в среде профессиональных военных. Это связано как с давними традициями, сложившимися в нашей стране, так и с тем, что в России фактически отсутствуют готовые кадры гражданских управленцев для военной сферы, что признает и сам автор. Очевидно, что развитие "гражданизации" Минобороны требует больших целенаправленных усилий в подготовке соответствующих кадров с привлечением к этому делу военных профессионалов высокого уровня. Без этого "гражданизация" военного ведомства может только ухудшить положение дел с управлением в важнейшей для безопасности государства сфере. За это, кстати, ратует и автор "Стратегического управления".
Книга А.А. Кокошина как в ее исторической, так и в теоретической части содержит обширные сведения и основанные на собственном опыте автора суждения, касающиеся системы стратегического управления в России и ряде зарубежных государств. В целом приведенные в труде выводы и обобщения, подкрепленные богатым фактическим материалом, представляют большой интерес для читателя не только с академической, но и с практической точки зрения. Отметим, что Андрей Афанасьевич не обошел "острых углов" в этой работе, выдвинув целый ряд дискуссионных идей, что, безусловно, пойдет на пользу делу.


Виктор КУЛИКОВ
Маршал Советского Союза,
в 1971-1977 гг. начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР,
с 1977 г. по 1989 г. первый заместитель министра обороны СССР - главнокомандующий ОВС государств-участников Варшавского Договора


"Военно-промышленный курьер", No5(22), http://www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2004.22.articles.rostrum_02

11-17 февраля 2004 г.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован