Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
29 ноября 2017
1269

Таргетирование инфляции как инструмент денежно-кредитной политики

Main an

Появление понятия режима таргетирования инфляции (inflation targeting) можно рассматривать как своеобразный симбиоз мейстрима в экономической теории и практики монетарной политики денежных властей отдельных стран.

Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу. Стабильность цен становится долгосрочной целью денежно-кредитной политики государства.

При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий и стабилизирует рост потребительских цен.

Режим таргетирования инфляции является достаточно гибким и относительно новым методом денежно-кредитной политики, который, тем не менее, в последние годы получил широкое распространение в мире.

В начале текущего столетия режим таргетирования инфляции использовался денежными властями примерно в 30 странах мира, из которых 8 относились к промышленно развитым.

В частности, в список этих стран входили – Великобритания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния, Канада, Израиль, Республика Корея, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Чили, ЮАР и др.

По оценкам специалистов, на протяжении ближайших лет количество стран, использующих режим инфляционного таргетирования, будет расти.

Опрос, проведенный экспертами МВФ после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран рассматривают возможность перехода к политике инфляционного таргетирования.

Примером эффективного использования политики инфляционного таргетирования может служить Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главной функцией ЕЦБ, зафиксированной в Маастрихтском договоре, является «поддержание ценовой стабильности в зоне евро».[1]

Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2 % в год.

Режим инфляционного таргетирования является основным инструментом денежно-кредитной политики ЕЦБ. Все остальные его функции, как регулятора, могут реализовываться только при достижении целевых показателей по инфляции.

Следует иметь ввиду, что использование режима таргетирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения уровня развития экономики и ее институциональной структуры.

В частности, при переходе к такому режиму денежно-кредитного регулирования необходимо и желательно соблюдение следующих условий:

  • центральный банк должен обладать легальной и реальной автономией и не испытывать давления со стороны исполнительных властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объ­явленной целью по инфляции;
  • внутреннее ценообразование должно быть свободным;
  •  экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;
  • прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
  • минимальный уровень долларизации финансовой сферы;
  • устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;
  • надежная статистическая база и высокая квалификация финансовых аналитиков;
  •  центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции;
  • оперативный анализ текущей динамики изменения потребительских цен и достоверный краткосрочный и долгосрочный прогноз из изменения.

Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались данные условия, тем точнее были достигнутые результаты.

Очевидно, что в настоящее время в России не все условия могут быть выполнены для введения полноформатного режима таргетирования инфляции.

В частности, законодательно Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти по вопросам денежно-кредитной политики.

Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и, прежде всего, на энергоносители.

Долларизация экономики России, несмотря на тенденцию к снижению, остается достаточно высокой.

По сравнению с другими странами мира финансовая система России по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда,
когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Некоторые ученые рассматривают инфляцию как объективное явление производное от темпов экономического роста и считают таргетирование инфляции теоретически не обоснованным и практически вредным.

При этом не все экономисты считают режим таргетирования надежным инструментом в борьбе с инфляцией.

В частности, американский ученый, профессор Колумбийского университета, Лауреат Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Джозеф Стиглец, придерживающийся кейнсианских взглядов. считает, что развивающимся и развитым странам следует отказаться от таргетирования инфляции, поскольку ослабленная экономика и более высокая безработица оказывают негативное влияние на темпы хозяйственного развития.

С учетом баланса рисков для инфляции Банку России следует постепенно переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике, используя элементы таргетирования.

Далее, при всех объективно существующих трудностях необходимо в перспективе переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.

Речь может идти о полномасштабном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

[1]«Пакт о стабильности евро», «Копенгагенские условия», European Monetary Institute, Annual Report 1997, "Europe", Luxembourg, 1997, p. 25

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован