Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
07 июня 2018
568

Вклад международные и региональные банков развития в процесс модернизации экономик стран Юго-Восточной Азии (ЮВА)

Main an

В послевоенный период многие страны ЮВА демонстрировали высокие темпы экономического роста. Большинство из них сумели в относительно короткий исторический период времени модернизировать национальное хозяйство и превратиться из развивающихся в «новые индустриальные страны» (НИС).

В результате НИС смогли встроиться в междунароные производственные цыпочки, значительно увеличилась доля этих стран в мировой экономике и международной торговле, повысилась их страновая конкурентоспособность.

 Совокупный ВВП (по номиналу) стран ЮВА в 2016 г. достиг 2 450 млрд. долл., а их доля в мировом ВВП (75 213 млрд. долл.) составляла 3,2%.

По размеру ВВП (по паритету покупательной способности) в 2016 г. в число 30 крупнейших стран мира входили 4 государства ЮВА – Индонезия, Таиланд, Малайзия и Филиппины.[2]

Экономические успехи этих стран ЮВА во многом связаны с выбором стратегии и модели экономического развития и эффективным использованием внутренних и внешних факторов экономического роста.

Среди этих факторов динамичного экономического роста особая роль принадлежит финансовым институтам развития.

Основной целью деятельности финансовых институтов развития является стимулирования экономического роста, модернизация приоритетных отраслей экономики, создание современной инфраструктуры и решение социальных, демографических и экологических проблем суверенных государств.

Финансовые институты развития осуществляют особые функции по аккумулированию и перераспределению финансовых ресурсов на реализацию масштабных инвестиционных проектов и общественно значимых социально-экономических программ развития.

Финансовые институты развития имеют ряд преимуществ перед традиционными методами и механизмами государственной финансовой поддержки по диверсификации и трансформации структуры экономики.

В мировой практике финансовые институты развития создавались как специализированные банковские учреждения, кредитные организации или государственные корпорации с особым юридическим статусом.

Финансовые институты развития, в отличие от коммерческих банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний, частных финансовых организаций не стремятся к максимизации прибыли, а нацелены на решение стратегических задач и реализации основных направлений экономической политики государств.

Большинство из ныне действующих финансовых институтов развития были созданы в послевоенный период. В настоящее время в мире функционируют около 800 финансовых институтов развития, большинство из которых являются банками или корпорациями развития.

В международной практике финансовые институты развития делятся на:

  • международные (глобальные), многосторонние;
  • региональные;
  • субрегиональные (межрегиональные);
  • национальные.[3]

 

Международные (глобальные) финансовые институты развития[4]

Международные (глобальные) финансовые институты развития являются одним из важнейших звеньев мировой финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для модернизации экономики, прежде всего стран с развивающейся и переходной экономикой.

Иногда такие организации развития называют многосторонними банками раз­вития (multilateral development banks), поскольку они представляют собой некоммерческие организации, деятельность которых направлена на решение социально-экономических проблем стран-бенефициаров.

Международные финансовые институты развития осуществляют деятельность практически во всех регионах мира

Именно международные финансовые институты развития дали первоначальный импульс началу экономического роста и трансформации национальных экономик стран ЮВА. 

Под эгидой таких организаций и при их непосредственном участии во многих странах ЮВА разрабатывались долгосрочные стратегии и планы экономического развития, определялись оптимальные модели модернизации экономики.

В частности, эксперты МВФ и Мирового банка подготовили рекомендации отдельным странам ЮВА начать модернизацию и повысить темпы экономического роста за счет приоритетного развития экспортных отраслей и ориентации на мировой рынок.

На реализацию стратегии экспортной ориентации странам ЮВА международные финансовые институты развития предоставляли гранты, льготные займы и кредиты, оказывали техническую и консультационную помощь.

Эти рекомендации и кредиты способствовали создание крупных экспортных секторов, росту и диверсификации внешней торговли стран ЮВА.

В результате такие страны ЮВА как, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, превратились в крупных поставщиков промышленной конкурентоспособной продукции на мировые рынки.

В менее развитых странах ЮВА, таких как Камбоджа, Лаос, Мьянма, Восточный Тимор кредиты международных финансовых организаций направлялись на развитие сельскохозяйственного производства, борьбу с бедностью, образование, решению экологических проблем и др.

В ходе визита по странам Юго-Восточной Азии в 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин в беседе с Президентом Индонезии Сисилой Банбангом Юдойоно выдвинул идею создания еще одного международного финансового института развития - Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB).

Основной целью создания новой международной финансовой структуры было содействовать развитию и экономической интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона.[5]

Правительства большинства стран ЮВА и руководители других азиатских государств поддержали эту инициативу китайского лидера.

В результате после проведения организационно-подготовительных мероприятий и подписания уставных документов в конце 2016 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций начал свою работу.[6]

АБИИ является международным финансовым институтом развития, открытой многосторонней финансовой организацией.

Странами-учредителями АБИИ стали 57 государств, из них 37 азиатских стран, в том числе 10 стран ЮВА.

О своем желании стать полноправными членами банка заявили еще 25 стран. Официальные заявки подали Ирландия, Канада, Эфиопия, Судан и другие страны.

Уставной капитал AБИИ составляет 100 млрд. долл., из них около 30 млрд. долл. предоставил Китай, который стал крупнейшим акционером банка. Китаю принадлежит 26,06% голосов учредителей банка.

При определении долей стран акционеров банка учитывались размеры их ВВП. Поэтому вслед за Китаем по доле в акционерном капитале и соответственно доли голосов следуют Индия (7,50%) и Россия (5,92%).

Правовой основой деятельности АБИИ является «Соглашении о создании банка», подписанного 57 странами - учредителями банка 29 июня 2015 г.

Соглашение состоит из 11 глав и 60 статей, в которых определены цели деятельности банка, мандаты членов, размер акционерного капитала и распределение голосов, регламент операционной деятельности, структура управления, механизм принятия решений и другие ключевые правовые аспекты.

В соответствии с «Соглашением» члены банка разделены на две группы - региональные и нерегиональные. Такое разделение будет учитываться при предоставлении финансирования в соотношении 75:25 соответственно.

Штаб-квартира банка располагается в Пекине. Президентом АБИИ был избран Цзинь Лицюнь, бывший заместитель министра финансов Китая.

Изначально создание новой мощной финансовой структуры задумывалось Китаем как противовес существующим международным и региональным банкам развития и как инструмент расширения своего экономического влияния в Азии и на мировых финансовых рынках.

Руководство КНР было недовольно ходом реформ в международных и региональных финансовых организациях и прежде всего в МВФ, Всемирном банке и Азиатском банке развития.

Кроме того, деятельность этих банков больше отражала интересы США, стран Европы и Японии, чем интересы азиатских государств.

Однако позднее в официальных заявлениях китайское руководство позиционировало АБИИ как дополнение к действующей мировой кредитно-банковской системе.

Предполагается что АБИИ и уже существующие международные и региональные финансовые институты развития будут активно взаимодействовать в реализации масштабных инвестиционных проектов в регионе.

При этом Всемирный банк и Азиатский банк развития сохранят свою специализацию на борьбе с бедностью, решении социальных и экологических проблем, а АБИИ сосредоточит усилия, в основном, на реализации   масштабных инфраструктурных проектов, которые косвенно будут содействовать росту экономики и повышению благосостояния жителей азиатского региона.

В последние годы азиатская экономика развивается весьма динамично, финансовое и инвестиционное сотрудничество в регионе непрерывно углубляется.

Вместе с тем регион столкнулся с серьезными проблемами. В частности, инфраструктура отдельных развивающихся стран и стран с переходной экономикой не отвечает современным требованиям и поэтому нуждается в модернизации и дальнейшем развитии.

По оценкам экспертов, потребности региона в инвестициях на модернизацию и развитие промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры в период до 2030 г. оцениваются примерно в 1,7 трлн. долл. в год.[7]

Таким образом важной задачей АБИИ будет финансовая поддержка в строительстве инфраструктурных объектов в регионе и реализация масштабного проекта создания «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути ХХI века».

В 2016 г. были одобрены первые 9 инвестиционных проектов АБИИ на сумму 1,7 млрд. долл.  В 2017 г. в банке рассматривалось 15 проектов на сумму 2,5 млрд. дол.

Это проекты в сфере энергетики, строительства транспортной и городской инфраструктуры. Одобренные проекты будут реализованы в Индонезии (2 проекта), Пакистане (2 проекта), Бангладеш, Таджикистане, Омане, Мьянме и Азербайджане и др.

В первые годы своего функционирования АБИИ активно сотрудничал с другими международными и региональными финансовыми институтами развития – Всемирным банком (ВБ), Азиатским банком развития (АБР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и др.

Это позволило повысить репутационный имидж АБИИ, уменьшить расходы на разработку проектов и сократить риски их кредитования.

Благодаря сотрудничеству с международными и региональными банками развития и опираясь на их многолетний опыт, АБИИ сумел достаточно быстро сформировать первый инвестиционный портфель.

Новая молодая международная финансовая организация сумела найти свою нишу в мировой финансовой системе, стала равноправным участником системы многосторонних международных организаций развития.

В ближайшие 5-6 лет АБИИ предполагает нарастить объемы кредитования до 4-6 млрд. дол в год с последующим возможным увеличением до 10-15 млрд. дол в год.

С целью привлечения средств с мирового рынка капиталов для финансирования проектов банк выпустит облигации в юанях, долларах СЩА, фунтах стерлингов и японских иенах.

В перспективе планируется создание трастового фонда АБИИ, который под суверенные гарантии сможет привлекать средства суверенных фондов благосостояния, пенсионных фондов и частных инвесторов для софинансирования строительства инфраструктурных объектов.

Очевидно, что создание крупного финансового института развития придаст импульс дальнейшему развитию азиатского региона, в том числе стран ЮВА, которые могут получить доступ к кредитам на строительство дорог, портов, аэропортов, модернизацию промышленной, энергетической, телекоммуникационной и других видов инфраструктуры.

 

Региональные финансовые институты развития[8]

 

Региональные финансовые институты развития создавались по инициативе развивающихся стран, которые испытывали трудности с долгосрочными инвестициями и доступом на мировой рынок ссудных капиталов.

В отличие от международных финансовых институтов развития, которые осуществляют деятельность практически во всех странах и регионах мира, региональные финансовые институты развития ограничивают свое деятельность конкретным географическим регионом. 

Из региональных финансовых институтов развития наиболее существенный вклад в модернизацию экономики стран ЮВА внес Азиатский банк развития.

 Азиатский банк развития (АБР) – Asian Development Bank (ADB), был образован в 1966 г. На момент создания в состав акционеров банка входила 31 страна, уставной капитал составлял 1,3 млрд. долл.

Целью создания банка было содействие социальному и экономическому развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время учредителями и акционерами АБР являются 67 стран, из которых 48 – региональные представители. Уставной капитал банка увеличился до 55 млрд. долл.

Крупнейшими акционера­ми АБР являются Япония и США, которым принадлежит соответственно по 15,8% акций банка. Все страны ЮВА входят в состав акционеров банка.

Высший административный орган банка — Совет управляю­щих, в состав которого входят по одному представителю от каждой страны.

Средства банка формируются за счет взносов стран-членов, доходов от кредитования и заимствований на международном рынке капитала, путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг.

Штаб-квартира банка расположена в Маниле, столице Филиппин. Численность штатных сотрудников АБР составляет около 3 тыс. человек.[9]

В 2006 г. банк принял решение ввести в финансовый оборот расчетную «азиатскую валютную единицу» АКЮ, которая будет отражать котировки акций денежных единиц 13 стран региона, и, возможно, превратится со временем в азиатский аналог евро.

В настоящее время АБР является устойчивой финансовой организацией с высоким международном кредитным рейтингом, крупнейшим финансовым институтом развития в Азиатско-тихоокеанском регионе.

В структуру АБР входят –  Азиатский фонд развития (Asian Development Fund), Специальный фонд технической помощи (Technical Assistance Special Fund) и Японский специальный фонд (Japan Special Fund).

Свою миссию АБР видит в оказании помощи развивающимся странам-членам в снижении уровня бедности, улучшении условий и качества жизни населения в Азиатско-Тихоокеанский регионе.

Всего за пятьдесят лет своей деятельности (1966 - 2016 гг.) АБР выдал займов и кредитов на общую сумму свыше 300 млрд. долл.

Рост кредитного портфеля банка имел следующую динамику: 1966-2010 гг.  — 181,6 млрд. долл., 2011-2015 гг.   —  65,6 млрд. долл., 2014 г.  —   22,9 млрд. долл., 2015 г.  —   15,4 млрд. долл.,
2016 г.  —   31,7 млрд. долл.

Свой юбилейный 2016 год АБР отметил максимальным показателем ежегодного объема финансирования – 31,7 млрд. долл.[10]

В 2017 г. банк предоставил странам финансовых ресурсов на общую сумму 28,9 млрд. долл.

Следует отметить, что кредитный портфель АБР отличается высоким качеством, что обусловлено успешным применением передовых банковских технологий при подготовке, мониторинге и управлении проектами. Кроме того, АБР имеет значительный положительный опыт в области проектного финансирования.

Основными формами и финансовыми инструментами поддержки банком социально-экономического развития и модернизации стран-членов являются:

  • предоставление грантов, субсидий, льготных кредитов, коммерческих займов;
  • долговое финансирование, путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг;
  • торговое финансирование;
  • выпуск и софинансирование гарантий;
  • прямое инвестирование и участие в акционерном капитале компаний;
  • продвижение инвестиций для целей развития Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • помощь в выработке и координации социально-экономической политики стран-членов;
  • техническое содействие в планировании и осуществлении проектов и программ развития;
  • оказание консультационных услуг.

Большинство займов и кредитов выдаются странам из двух фондов банка: специального и обычного.

Специальный фонд предназначен для долгосрочного кредитования сроком на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3%). Льготный период для кредитов из специального фонда составляет как правило, 10 лет.

Обычный фонд предоставляет кредитные ресурсы на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Льготный период для кредитов из этого фонда составляет 3-5 лет.

Средняя сумма одного кредита АБР составляет 15 млн долларов, максимальный объем кредита из этого фонда не превышает 50 млн долларов.

Подготовку, планирование и осуществление инвестиционных проектов и программ в странах ЮВА организует и координирует специальное подразделение банка –  Департамент Юго-Восточной Азии.

Первоначально деятельность АБР в странах ЮВА была направлена на поддержку развития сельского хозяйства, увеличения его производительности и достижение самообеспеченности населения продовольствием.

В 70-е годы прошлого столетия АБР расширил свою деятельность в странах ЮВА за счет реализации проектов в сфере образования, здравоохранения, развития инфраструктуры и промышленности.

Во время энергетического кризиса, в 1973 г. АБР усилил поддержку энергетического сектора тех стран ЮВА, экономика которых зависела от внешних поставок энергоносителей.

В 80-е годы прошлого столетия АБР начал использовать инструмент прямого инвестирования в капиталы частных компаний, а также свой высокий финансовый рейтинг для привлечения дополнительных финансовых ресурсов частного бизнеса в проекты социально-развития стран ЮВА.

В начале 90-х годов прошлого столетия АБР начал создавать программы региональной экономической интеграции. Первой была масштабная программа экономического сотрудничества соседних государств в субрегионе Большого Меконга.[11]

В 1995 г. АБР стал первой региональной финансовой организацией, утвердившей политику по борьбе с бедностью, поддержку вынужденных переселенцев и коренных народов.[12]

Важной задачей АБР, наряду с выполнением функций по стимулированию устойчивого экономического роста, стала антикризисная поддержка экономики в кризисные периоды.

В периоды финансово-экономических кризисов банки развития реализуют антикризисные программы, разработанные и принятые правительствами или другими органами государственной власти, используя выделяемые им для этих целей централизованные финансовые ресурсы.

В соответствии с этой задачей АБР участвовал в реализации планов и программ антикризисного характера правительств стран ЮВА.

В период Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. АБР разработал и реализовал специальную антикризисную программу поддержки валют стран ЮВА, укрепления финансового сектора, поддержки беднейших слоев населения.

Для стабилизации финансового положения стран ЮВА в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. АБР применял как традиционные инструменты денежно-кредитной политики, так и экстренные меры финансовой поддержки.[13]

Оперативная работа АБР по доведению средств до стратегически важных секторов, отраслей и субъектов национальных экономик позволило значительно снизить отрицательные последствия острой фазы финансового кризиса для многих стан ЮВА.

В начале текущего столетия важными направлениями деятельности АБР в странах ЮВА стало микро-финансирование, целью которого является поддержка и развитие в странах региона малого бизнеса, а также реализация проектов на принципах государственного-частного партнерства (ГЧП).

В последние годы в наиболее развитых странах ЮВА займы и кредиты АБР содействовали внедрению инновационных технологий, модернизации объектов инфраструктуры, развитию институциональной среды рыночной экономики, решению вопросов экологической безопасности, включая проблемы изменение климата.

На протяжении всей своей деятельности АБР оказывал финансовую поддержку странам, пострадавших от беспрецедентных природных катастроф. В частности, за счет средств банка был реализован проект экстренной помощи Индонезии пострадавшей от землетрясения и цунами.

За пятьдесят лет функционирования АБР (1966 – 2016) странам ЮВА было предоставлено финансовых ресурсов на общую сумму более 35 млрд. долл., что составляло примерно 12% от общего кредитного портфеля банка.

Среди стран ЮВА больше всего займов и кредитов было предоставлено Вьетнаму (16,0 млрд. долл.), Филиппинам (8,5 млрд. долл.) Таиланду (6,8 млрд. долл.), Камбодже (2,9 млрд. долл.), Индонезии (1,1 млрд. долл.).[14]

Общий объем грантов, кредитов, займов и технической помощи, предоставленных Вьетнаму составил 16 млрд. долл.

Первые проекты АБР, реализованные в 1968 – 1970 гг. были направлены на развитие рыболовства, создание финансовой системы в сельских районах и поддержку малого и среднего бизнеса.

В последние годы банк финансировал разработку «Стратегии развития Вьетнама на период 2016-2020 гг.».

В рамках стратегии был реализован ряд проектов по повышению устойчивости экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики, модернизации инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, защиты окружающей среды, изменения климата и др.

В 2016 – 2017 гг. АБР одобрил для Вьетнама проект по поддержке Вьетнамской академии социальной наук, подготовки менеджеров, в том числе в сфере государственных финансов. Продолжилась реализация второй фазы проекта «зеленый город».

В последние 10 лет Филиппины получали от АБР займов и кредитов ежегодно в среднем по 745 млн. долл.

Наиболее успешными считаются проекты стратегического партнёрства частного сектора для борьбы с бедностью, инфраструктурный проект в рамках реализации масштабной строительной программы (100 млн. долл.), проект по повышению эффективности государственного управления и финансового сектора, проекты региональной интеграции на Минданао и  Висайских островах и др.[15]

В перспективе банк планирует принять активное участие в финансировании реализации долгосрочной стратегии развития страны «Амбисион Натин 2040» (Ambisyon Natin 2040) и пятилетнего «Плана развития Филиппин на 2017-2022 гг.».

Объем финансовой помощи Таиланду со стороны АБР в период с 1966 г. по 2016 г. составил 6,79 млрд. долл. В стране было реализовано 278 проектов и программ социально-экономического развития.

Банк оказывал техническую, консультационную помощь и финансировал реализацию «Таиландского плана развития инфраструктуры» на принципах государственного-частного партнерства (ГЧП).

В последние годы приоритетными сферами кредитования Таиланда были развитие цифровой и креативной экономики, формирование человеческого капитала и др.

Со дня основания АБР Камбоджа получила 2, 86 млрд. долл. в форме грантов, займов, кредитов и технической помощи на реализацию социально-экономических проектов и программ.

В период с 2010 по 2017 гг. на средства банка было построено 1084 км. дорог, электрифицировано 40 тысяч домохозяйств в сельских районах, 96 тысяч хозяйств получили доступ к централизованному водоснабжению.

Для 72 тысячи домохозяйств были модернизированы водопровод и канализация, 206 тысяч выпускников средних школ получили возможность продолжить образование.

Индонезии АБР предоставил финансовых ресурсов на общую сумму свыше 1 млрд. долл., в том числе 894 млн. долл. в форме грантов и технической помощи, 100 млн. долл. на выпуск и размещение облигаций в индонезийских рупиях, 33 млн. долл. в форме суверенных займов и кредитов частному сектору.

В Индонезии техническая помощь и кредиты направлялись на финансирование программ по борьбе с бедностью, обеспечению продовольствием населения, развитию рыболовства, ирригации сельскохозяйственных районов.

Кроме того, были реализованы проекты в области энергетики, в том числе проекты по повышению энергетической безопасности, внедрению энергосбережения, развитию возобновляемых источников энергии, модернизации инфраструктуры, защиты окружающей среды и др.

Выпуск бондов в национальной валюте Индонезии был первым выпуском со стороны акционера АБР.

В Мьянме в 2016 – 2017 гг. АБР одобрил несколько инфраструктурных проектов по строительству и модернизации автомобильных дорог в субрегионе Большого Меконга, проект по реформе финансовой системы, проект по улучшению работы городских служб в городе Мандалай и др.

В Лаосе в 2016 - 2017 гг. АБР одобрил проект по разработке экономической политики в сфере повышения производительности труда и увеличения занятости, проект по поддержки производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и др.

В отличие от большинства стран ЮВА, которые являются клиентами АБР, Сингапур является донором банка. Со дня основания АБР Сингапур внес 485,6 млн. долл. в капитал банка и 24, 7 млн. долл. в Специальный фонд технической поддержки.[16] Указанные средства использовались на финансирование проектов развития в странах ЮВА.

Деятельность АБР осуществляется в соответствии с долгосрочной корпоративной стратегией развития. Ныне действующая стратегия развития до 2020 г., была разработана с учетом региональных, страновых и отраслевых приоритетов, целей, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН и задачи повышения эффективности проектов развития.[17]

Руководство АБР планирует в 2018 г. доработать и принять новую корпоративную стратегию банка – «Стратегию 2030».

Как полагают эксперты в новой Стратегии АБР найдут свое отражение современные процессы глобализации, изменения технологических укладов на основе инноваций, развития цифровой экономики, трендов изменения климата и интеграционных процессов в регионе.[18]

 

Заключение

 

Проведенный анализ роли и значения международных и региональных банков развития в экономической трансформации стран ЮВА показал, что эти организации дали первоначальный импульс динамичному экономическому росту и глубокой модернизации национальных экономик. 

При непосредственном участии этих финансовых организаций во многих странах ЮВА с учетом их социально-экономического потенциала и национальных особенностей были разработаны и реализованы национальные стратегии развития и долгосрочные планы экономического роста.

В частности, эксперты МВФ и Мирового банка подготовили рекомендации отдельным странам ЮВА начать модернизацию экономики и повысить темпы экономического роста за счет приоритетного развития экспортных отраслей и ориентации экономического развития на мировой рынок.

Для практической реализации стратегии экспортной ориентации международные и региональные финансовые институты развития предоставляли странам ЮВА гранты, субсидии, займы и кредиты.

Эти финансовые ресурсы позволили восполнить нехватку внутренних долгосрочных и среднесрочных инвестиций для индустриализации национальных экономик стран ЮВА с ориентацией на мировой рынок.

Финансовые ресурсы этих организаций обеспечивали возможность реализации масштабных проектов, коммерческое финансирование которых затруднено из-за более высоких рисков, длительного срока окупаемости, низкой доходности и необходимости значительных стартовых капиталовложений.

Кроме финансирования конкретных проектов и программ развития зарубежные международные банки предоставляли суверенным правительствам и субъектам частного бизнеса стран ЮВА техническую помощь, экспертное и консультационно-аналитическое содействие.

В странах региона стали создаваться крупные национальные экспортные сектора экономики, начался рост и диверсификация внешней торговли, что в свою очередь стало драйвером экономического роста.

В результате, такие страны ЮВА как, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам, превратились в крупных мировых экспортеров, поставщиков промышленной конкурентоспособной продукции на мировые рынки.

Многие страны ЮВА за относительно короткий исторический период времени смогли превратиться из типичных развивающихся стран в новые индустриальные государства.

В менее развитых странах ЮВА, таких как Камбоджа, Лаос, Мьянма, Восточный Тимор кредиты международных и региональных финансовых организаций способствовали развитию сельскохозяйственного производства, ликвидации бедности, поддержки малого и среднего бизнеса.

В результате в этих странах ЮВА произошла социальная трансформация общества. Снизился уровень бедности, повысился общеобразовательный уровень, уровень социальной защиты населения, доступность медицинского обслуживания и др.

В период азиатского финансового кризиса 1997-1998г. и мирового финансового-экономического кризиса 2008-2009 гг. стабилизационные займы международных и региональных банков развития способствовали поддержанию финансовой устойчивости кредитно-банковских систем стран региона, реализации их национальных антикризисных правительственных программ.

Практически все страны ЮВА успешно преодолели последствия мирового финансового кризиса и вышли на траекторию устойчивого роста.

В последние годы в наиболее развитых странах ЮВА международные и региональные банки оказывают финансовое содействие приоритетному развитию инноваций, внедрению современных технологий, модернизации объектов инфраструктуры, развитию институциональной среды рыночной экономики, решению вопросов экологической безопасности, защиты окружающей среды и др.

Список использованной литературы
  1. Андрианов В.Д. Позиции международных монополий в экономике Малайзии, Бюллетень иностранной и коммерческой информации, Приложение № 11, ВНИКИ МВТ СССР, М.: 1980 г.
  2. Антипов В.И. Сингапур: Экономическо-географический очерк. – М.: Мысль, 1982. -160 с.
  3. Информационно-аналитический доклад: «Антикризисные программы стран-членов АТЭС и роль институтов развития в их реализации» // колл. Авторов под ред. В.Д. Андрианова // Департамент стратегического анализа и разработок, ГК «Внешэкономбанк». – 2010.
  4.  Кучерявый П., Андронова И. Азиатский банк развития: инвестиции в развитие // Вестник международных организаций. - 2011. С.61-67.
  5. Кучерявый П. Региональные и субрегиональные банки развития: эффекты и индикаторы эволюционного воздействия // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - № 4. - С.45-63.
  6. Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития / колл. Авторов под ред. В.Д. Андрианова. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2012. 272 с.
  7. Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.
  8. ADB Annual Report 2016, https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2016, Годовой отчет Азиатского банка развития 2016 г.
  9. Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/
  10. «An Asian Development Infrastructure Bank: Only connect», The Economist, 4 October 2013
  11. Bank Negara Malaysia. The Financial Stability and Payment Systems Report 2016.: http://www.bnm.gov.my
  12. The Development Bank of the Philippines. www.devbnkphl.com
  13. Islamic Development Bank, https://www.isdb-pilot.org/
  14. Securities Commission Malaysia. http://www.sc.com.my

 

Андрианов Владимир

профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, заслуженный экономист России, бывший помощник Председателя Правительства РФ.

 

 

[1] К странам Юго-Восточной Азии относятся: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Сингапур, Бруней, Восточный Тимор.

[2] International Financial Statistics (IFS), Yearbook 2017, Vol. LXX, Statistics Department, International Monetary Fund (IMF), Washington, D.C.

[3] Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.

[4] Международный банк реконструкции и развития – МБРР, Мировой банк, Всемирный банк, (International Bank for Reconstruction and DevelopmentIBRD - World Bank - WB);

Международный валютный фондМВФ, (International Monetary Fund - IMF);

Международная Ассоциация развитияМАР (International Development Association – IDA).

Международная Финансовая Корпорация - МФК (International Finance Corporation - IFC);

Многостороннее агентство гарантирования инвестицийМАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency -  MIGA).

[5] «An Asian infrastructure bank: Only connect», The Economist, 4 October 2013

[6] http://www.vestifinance.ru/articles/49279

[7] Meeting Asia’s Infrastructure Needs,  ADB publications, 2017.

[8] Азиатский банк развитияАБР (Asian Development Bank – ADB);

 Африканский банк развитияАФБР (African Development Bank – AFDB);

 Европейский банк реконструкции и развитияЕББР (The European Bank for Reconstruction and Development – EBRD;

Европейский инвестиционный банкЕИБ (European Investment Bank – EIB);

Банк развития Совета ЕвропыБРСЕ (Banque de Development du Conseil de l'Europe – CEB);

Межамериканский банк развития - МАБР (Banco Interamericano de     Desarrollo – IADB).

[9] Asian Development Bank (ADB) https://www.adb.org/

[10] ADB Annual Report 2016, https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2016, Годовой отчет Азиатского банка развития 2016 г.

[11] Asian Economic Integration Report 2017, https://www.adb.org/publications/asian-economic-integration-report-2017

[12] Кучерявый П., Андронова И. Азиатский банк развития: инвестиции в развитие // Вестник международных организаций. - 2011. С.61-67.

[13] Информационно-аналитический доклад: «Антикризисные программы стран-членов АТЭС и роль институтов развития в их реализации» // Департамент стратегического анализа и разработок, ГК «Внешэкономбанк». – 2010.

[14] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

[15] Asian Economic Integration Report 2017, https://www.adb.org/publications/asian-economic-integration-report-2017

[16] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

[17] Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития / Под ред. В.Д. Андрианова. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2012 г. – 272 с.

[18] Asian Development Bank (ADB), Data and Research, 2018, https://www.adb.org/

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован