Эксклюзив
22 января 2015
11961

Владимир Андрианов: Финансово-экономические последствия снижения суверенного рейтинга России и возможные меры по минимизации угроз финансово-экономической стабильности

Агентство Fitch 9 января 2015 г. понизило долгосрочные суверенные рейтинги Российской Федерации в иностранной и национальной валютах на одну ступень - с "BBB" до "BBB-" - с "негативным" прогнозом.
Рейтинги ниже BBB- считаются спекулятивными, высокорискованными и опасными для инвестиций.
Кроме того, 16 января 2015 г. Fitch понизило кредитные рейтинги 30 крупных российских банков и компаний на одну ступень.
В "черном списке" оказались в том числе Внешэкономбанк (снижение с "BBB" до "BBB-" ), Газпромбанк ( с "BBB-" до "ВВ+") и Сбербанк России (с "BBB" до "BBB-" ) и др.
Другое международное рейтинговое агентство Standart&Poor`s (S&P) ожидает завершить пересмотр суверенного рейтинга России к концу января.
Если такое решение будет принято, кредитный рейтинг России первый раз за десять лет перейдет из инвестиционной категории в спекулятивный уровень рейтинга (по классификации S&P) (см. приложение 1).
При этом кредиторы всегда ориентируются на низший из рейтингов, присваиваемых международной тройкой рейтинговых агентств.
В конце января 2015 г. рейтинговое агентство Moody`s понизило рейтинги 17-ти городов и регионов России.
В частности, Москве и Санкт-Петербургу были присвоены уровни Baa3 с более высоких Baa2. Рейтинг Московской области оставили на прежнем уровне, но также включили в список потенциального снижения.

На одну ступень рейтинговой шкалы снизились показатели республик Башкортостан, Татарстан, Коми, Ханты-Мансийского автономного округа, Чувашии, Красноярского края, Вологодской области, Омской, Нижегородской, Белгородской и Самарской, а также городов Краснодара, Омска и Волгограда. Рейтинг Краснодарского края понижен на две ступени рейтинговой шкалы.
Также были ухудшены оценки кредитоспособности трех эмитентов ценных бумаг. Это государственные предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга", а также компании "Водоканал-Финанс" и "Западный скоростной диаметр".
При этом все показатели поставлены на пересмотр с возможностью дальнейшего ухудшения.
Следует отметить, что российские регионы не имеют обязательств в иностранной валюте, за исключением Москвы.
По данным агентства Bloomberg, Российская Федерация числится пятой в списке стран, где наиболее вероятен дефолт по государственным облигациям.
В результате в списке стран с высокой вероятностью дефолта Россия обогнала несколько стран со спекулятивным рейтингом, в том числе Ливан, Египет и Португалию.
Среди взаимосвязанных относительно объективных факторов, которые обусловили снижение рейтингов можно выделить следующие:
- падение цен на нефть;
- санкционный режим в отношении РФ;
- снижение курса рубля;
- рост процентных ставок;
- высокие инфляционные ожидания;
- сокращение золотовалютных резервов РФ;
- отсутствие структурных реформ в экономике и рост ее зависимости от сырьевого сектора;
- низкое качество корпоративного управления.
Существует мнение, что снижение суверенного рейтинга России международными агентствами являются "экономически немотивированным, непартнерским и политически ангажированным".
Международные рейтинги во многом имеют политическую составляющую, зачастую они используются как средство давления на экономику и политику страны.
По мнению ряда неофициальных источников, наиболее крупные международные рейтинговые агентства находятся под контролем финансовой группы Ротшильдов.
Международные рейтинговые агентства предпринимают шаги для управления не только мировыми финансами, но и политикой.
Неэффективность и отсутствие объективности многих рейтинговых агентств наглядно проявились в период финансового кризиса 2008 г. сопровождавшийся сокрушительных банкротствами крупных банков и корпораций
В частности, Минюст США подозревает агентство S&P в манипуляциях с рейтингом по ценным бумагам на ипотечном рынке. В результате Комиссия по ценным бумагам США предложила наложить мораторий на допуск этого агентства к формированию рейтингов по недвижимости.
В Европе с 2010 г. продолжается дискуссия о том, что если и полагаться на оценки рейтинговых агентств, то это должны быть государственные структуры, а не частные компании.
Очевидно, эти организации, призванные уменьшать, а не увеличивать финансовые риски, требуют реформирования, в том числе за счет увеличения юридической ответственности за результаты их деятельности.
Суверенный рейтинг должен объективно ответить на ключевой вопрос: платежеспособна ли страна и способна ли она отвечать по своим долговым обязательствам?
Вероятность российского дефолта достаточно низка. Российский госдолг один из самых низких в мире. Россия по-прежнему будет в состоянии исполнять свои внешние и внутренние обязательства в полном объеме даже при цене на нефть в диапазоне $50-60 за баррель.
Общий государственный долг РФ с учетом корпоративного долга на 01.10.2014 составляет $679,422 млрд. (см. приложение 2), из которых долги органов государственного управления - $49,382 млрд., Центрального банка - $15,585 млрд., банков - $192,053 млрд., остальных предприятий и организаций - $422,402 млрд.
Среди государственных корпораций наибольшую долю корпоративного долга имеет Роснефть в размере $63 млрд. (по данным Роснефи) и Газпром - $55 млрд. (по данным Газпрома).
В первой десятке банков, имеющих большие долговые обязательства перед иностранцами по данным системы СПАРК, - Сбербанк (долг $32,207 млрд.), банк ВТБ ($23,739 млрд.), Газпромбанк ($23,069 млрд.), Внешэкономбанк ($18,525 млрд.), Россельхозбанк ($12,445 млрд.), Альфа-банк ($6 млрд.), Нордеа-банк ($5,811 млрд.), ОАО Промсвязьбанк ($4,706 млрд.), Открытие ($2,827 млрд.), Райффайзенбанк ($2,352 млрд.).
Ненамного от них отстают Росбанк, Юникредитбанк, Банк Москвы, Русский стандарт, Московский кредитный банк - эти банки должны иностранцам от полутора до двух миллиардов долларов США каждый.
Многие нынешние займы российским корпорациям выдавались с условием, что кредитор вправе потребовать досрочного обратного выкупа облигаций, если бумаги теряют инвестиционный рейтинг. Это означает ускоренное погашение внешнего корпоративного долга.
При этом по оценкам экспертов, общая сумма, необходимая России для обслуживания долгов государства, банков и корпораций при сохранении инвестиционного рейтинга в 2015 году, оценивается агентством Moody`s в $130 млрд.
Оценить в полном объеме сумму долгов, которые могут быть предъявлены к досрочному погашению в случае понижения рейтинга до спекулятивного уровня, довольно трудно - корпорации считают эти сведения коммерческой тайной. Однако имеется предварительная оценка Минэкономразвития - примерно $30 млрд. в 2015 году.
В частности, в конце 2014 г. держатели евробондов российской компании Evraz предъявили к досрочному погашению бумаги на сумму 278 млн долл. из выпуска общим объемом 750 млн. Плановое погашение этих бумаг было намечено на конец 2015 г.
Возникает вопрос: хватит ли валютной ликвидности, чтобы решить эту проблему? На первый квартал 2015 года у банков и корпораций валютной ликвидности достаточно, чтобы пройти локальный пик возможных досрочных выплат. Но дальше проблемы могут возникнуть.
Объем международных резервов России составил на 2 января 2015 г. $ 386,2 млрд. по сравнению с $428,590 млрд. на 1 ноября 2014 года (данные ЦБ).
Эксперты предполагают, что в чрезвычайной ситуации для погашения долгов могут быть использованы помимо золотовалютных резервов также средства из резервного фонда и фонда национального благосостояния.
В настоящее время в Правительстве РФ прорабатываются схемы поддержки госкорпораций на случай, если им будут предъявлены решения о досрочном погашении внешних долгов. Государству придется либо предоставить этим заемщикам валютную ликвидность, либо самостоятельно погашать корпоративные долги.
Следует отметить, что установка на пересмотр рейтингов России в сторону понижения действует с марта 2014 года.
И с тех пор началась массированная распродажа российских активов, выход из российских ценных бумаг, усиление оттока капитала.
Поэтому можно констатировать, что рынки уже давно отреагировали на возможное понижение рейтинга РФ до спекулятивного уровня.
Вместе с тем сохраняются риски для финансового рынка России, в том числе:
- пересмотр рейтинга неизбежно сократит спрос на российские ценные бумаги со стороны возможных инвесторов. Основной удар придется по долговому рынку. На рынке акций нельзя исключать сокращение спроса на бумаги отдельных компаний;
- в случае пересмотра до спекулятивного уровня банки и инвестиционные фонды продолжат продавать российские бумаги ввиду формальной невозможности держать в своем портфеле бумаги стран с таким низким рейтингом. Даже при улучшении ситуации в экономике, стабилизации нефтяного рынка, а также возможном смягчении санкций инвесторы будут ограничены своими инвестиционными декларациями и требованиями регуляторов в объемах вложений;
- ограниченный доступ к рынкам капитала, что при условии высоких ставок на внутреннем рынке уже привели к резкому сокращению кредитования банков и населения, что в свою очередь быстро отразилось на потребительском секторе и рынке недвижимости;
- от рейтингов бумаг в портфеле зависит норматив достаточности капитала Н1. Если рейтинги бумаг, которые держат банки, системно снижаются и достигают уровней, которые считаются спекулятивными, то это может повлиять на достаточность капитала. Для тех банков, у которых достаточность капитала низкая, это может быть существенно.
- возрастут расходы на обслуживание нашего внешнего долга, возникнут проблемы не только с корпоративными, но и с новыми государственными займами - они станут слишком дорогими.
- определенное влияние изменившиеся условия окажут на условия докапитализации российских банков, которую планируется сделать посредством выпуска облигаций федерального займа.
Кроме того, возможное снижение суверенного рейтинга России может привести к ее переводу Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) из третьей в более низкую группу страновых рисков по внутренней классификации ОЭСР, что вызовет рост стоимости страховых премий экспортных страховых агентств для российских заемщиков.
Среди возможных мер по минимизации последствий снижения суверенного рейтинга России, банков и корпораций можно выделить следующие:
- создание при Национальном Совете по финансовой стабильности Группы по мониторингу корпоративной внешней задолженности и суверенного рейтинга;
- замена инвестиционного консультанта Правительства;
- удержание государственного долга на безопасном уровне менее 15 % ВВП;
- возможный выкуп государственных и корпоративных облигаций государством;
- согласно решению Совета директоров Банка России для кредитных организаций, выпущенных ими финансовых инструментов, включая ценные бумаги, датой рейтинга при применении нормативных актов Банка России определено 1 марта 2014 года, для иных лиц, предусмотренных Указанием, выпущенных ими финансовых инструментов - 1 декабря 2014 года;
- развитие отечественных рейтинговых агентств наряду с ведением мониторинга за их деятельностью со стороны Минфина или ЦБ;
На настоящий момент российские рейтинговые агентства, получившие аккредитацию в Минфине:
- "Эксперт РА",
- Национальное Рейтинговое Агентство,
- АК&M,
- RusRating (Русрейтинг).
- создание независимого международного рейтингового агентства.
На встрече глав государств ШОС в Пекине 23 июня 2014 года был озвучен план развития на 2015-2020 гг. организации Universal Credit Rating Group, созданной на базе российского рейтингового агентства "РусРейтинга", китайского агентства Dagong и американского Egan Jones Rating.


Владимир Андрианов - директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, д.э.н., профессор МГУ

Полный материал в приложении
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован