Эксклюзив
07 июля 2014
9655

Владимир Андрианов: Отток капитала из экономики России

Динамика и причины отток капитала из России

После мирового финансово-экономического кризиса в экономике России сохранилась тенденция роста масштабов "бегства капитала", что было обусловлена состоянием инвестиционного климата и качеством развития российских институтов.
Как показывает мировой опыт, данное негативное явление возникает и прогрессирует в экономике тех странах, где существуют:
- запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах;
- галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания;
- отсутствие надежного законодательного и административного механизма защиты прав инвесторов;
- риски девальвации национальной валюты;
- высокая валотильность фондового рынка;
- высокий общий уровень налогообложения;
- значительные финансовые и моральные издержки при организации и поддержания бизнеса;
- политическая нестабильность и др.
Большинство из указанных выше проблем, несмотря на определенные положительные тенденции в улучшении инвестиционного климата, до сих пор сохраняются в экономике России.
За последние двадцать лет (1994-2014 гг.) накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами оценивался в 547 млрд долл.

Таблица 1
Динамика и баланс оттока капитала из экономики России
(млрд долл.)

Годы Всего В том числе
Банками Прочими секторами
1994 -14,4 -2,0 -12,4
1995 -3,9 6,8 -10,7
1996 -23,8 1,3 -25,1
1997 -18,2 7,6 -25,8
1998 -21,7 -6,0 -15,7
1999 -20,8 -4,3 -16,5
2000 -24,8 -2,0 -22,8
2001 -15,0 1,3 -16,3
2002 -8,1 2,5 -10,6
2003 -1,9 10,3 -12,2
2004 -8,9 3,5 -12,4
2005 -0,3 5,9 -6,2
2006 43,7 27,5 16,2
2007 87,8 45,8 42,0
2008 -133,6 -55,2 -78,4
2009 -57,5 -32,2 -25,3
2010 -30,8 15,9 -46,7
2011 -81,4 -23,9 -57,5
2012 -53,9 18,5 -72,4
2013 -59,7 -7,6 -52,1
2014* -100,0
Итого -547,2

* Оценка Минэкономразвития
Источник: Банк России

Финансовый кризис в России в 1998 г., дефолт по финансовым обязательствам страны подстегнул "бегство капитала" за рубеж. Только за 9 месяцев 1998 г. со счетов коммерческих российских банков в офшорных зонах было списано 58,1 млрд долл.
По официальной статистике баланс оттока капитала в 1998 г. составил почти 22 млрд. долл. Примерно на таком же уровне отток капитала сохранялся до 2000 г.
После кризисный период восстановления динамики роста российской экономики сопровождался сокращением оттока капитала, который колебался в 2002-2005 гг. от 0,3 до 8,9 млрд долл.
Приведенные данные показывают, что за весь период так называемых рыночных либеральных реформ положительный баланс притока капитала в Россию был зафиксирован только в 2006 и 2007 годах.
С учетом того, что в 2007-2008 гг. глобальная экономика была перегрета, массированный приток капитала в Россию был результатом возникшего финансового пузыря на глобальных рынках капитала, который затронул и российский рынок.
В острой фазе мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. из России было вывезено рекордное количество капитала - почти 134 млрд долл. В том числе через офшорные зоны и офшорные коммерческие банки более 55 млрд долл.
Важный фактор в движение капитала - это динамика внешнего долга, в том числе и корпоративного. В докризисный период, крупные российские промышленные компании и банки часто кредитовались за рубежом напрямую, получали синдицированные кредиты, организовывали выпуск еврооблигаций.
Основная часть внешнего долга частного сектора была накоплена именно в 2005-2007 гг. В этот период около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг российских компаний и банков приходилась на иностранные заимствования.
Совокупный корпоративный внешний долг российских компаний и банков составлял на начало 2005 г. - 98 млрд. долл. (в том числе банковский - 32 млрд.), в 2006 г. - 163 млрд. долл. (в том числе банковский - 50 млрд.), 2007 г. - 314 млрд. долл. (в том числе банковский - 130 млрд.).
Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являлись еврооблигации государственных компаний, составлявших 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.
Среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками на мировом рынке капитала были ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", "Совкомфлот", РАО "РЖД", "Транснефть", "АЛРОСА", ОАО "Сбербанк", Внешторгбанка, Внешэкономбанк, и ОАО "Россельхозбанк" и др.
Сложившаяся ситуация объяснялась, прежде всего, тем, что возможности долгосрочного кредитования реального сектора экономики в России были ограниченны. Кроме того, в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте были значительно выгоднее.
Во время острой фазы кризиса 2008-2009 гг. корпоративный внешний долг сокращался. Значительная часть оттока капитала в этот момент направлялось на погашение внешних заимствований.
Отток капитала в 2010 г. в значительной степени был связан с образованием у российских банков "избыточной ликвидности". Возникновение избыточной ликвидности было связана в первую очередь со значительным профицитом торгового баланса страны.. Банк России работал в этот период фактически как "валютный комитет", монетизируя валютную выручку.
В 2011 г. рост предложения денег в экономике компенсировался ростом денежного спроса, что позволило наращивать денежную массу без последующего значительного влияния на инфляцию.
В этот период на фоне изменившейся ситуации на глобальных рынках рост оттока капитала определялся увеличение денежной массы
Начиная с сентября 2011 г. отток капитала, как и в кризисный период, в значительной степени был связан с рефинансированием ранее взятых долговых обязательств.
Следует отметить, что отток капитала из России в этот период происходил как через банковский, так и через небанковский сектор.
В период 2010-2011 гг. основной вывоз капитала осуществлялся небанковским сектором, путем, покупки активов за рубежом, выплаты ранее накопленной задолженности, путем размещения за рубежом накопленных средств, в том числе экспортной выручки и др.
Поскольку большинство крупных российских компаний зарегистрированы в офшорных юрисдикциях кредитование или покупка облигаций таких компаний банками отражалась на их балансах как кредит нерезидентам и регистрировалось в официальной статистике как отток капитала. Таким образом, банки выводили финансовые средства, кредитуя нерезидентов.
Поскольку облигации в России обычно выпускаются через зарегистрированные в офшорных юрисдикциях SPV (компании специального назначения), то операции по покупке облигаций российских компаний или операции кредитования, зарегистрированных за рубежом компаний, имеющих основные производственные мощности в России, должны были быть оформлены как кредитование нерезидентов.
Банкам было выгодно кредитовать компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях, поскольку заключение сделки в рамках английского права существенно повышает уровень защиты прав кредиторов.
Таким образом, отток капитала из экономики России в последние годы носил специфических характер - это был рост кредитования российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях или через иностранные юрисдикции.
По официальным данным Банка России в 2013 г. чистый отток капитала из России составил около 60 млрд руб.
За первый квартал 2014 г. чистый оттока капитала из России составил 64 млрд. долл., что было больше показателя за весь прошлый год. Представители Банка Россия в середине 2014 г. оценивали отток капитала из России по итогам 2014 г. в размере 89 млрд. долл.
Министр экономического развития оценивал отток капитала из России по состоянию на середину 2014 г. в 80 млрд. долл. При этом, по его мнению, примерно 20 млрд. долл. - это не чистый отток капитала, а переоформление рублевых депозитов граждан в валютные и покупка населением наличной иностранной валюты.
В связи с введением экономических санкций промышленно развитых государств в отношении России, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации и глубочайшего кризиса на Украине, отток капитала из России по итогам 2014 г., по оценкам экспертов может превысить 100 млрд. долл.
По оценкам экспертов Европейского ЦБ отток капитала из России уже в мае 2014 г. составлял порядка 160 млрд. долл.
Реальный масштаб "бегства капитала" может превысить все имеющиеся прогнозы экспертов.

"Сомнительные" операции в оттоке капитала

Следует отметить, что в динамике баланса оттока капитала из экономики России с начала 90-х годов прошлого столетия сохранялась достаточно высокая доля "сомнительных" операций.
Суть сомнительных операций была четко сформулирована в предыдущем названии этой статьи в официальных публикациях Банка России - "Своевременно не полученная экспортная выручка, непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами".
В настоящее время по методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами к сомнительным операциям относят:
- стоимость товаров и услуг, оплаченных, но не полученных по импортным контрактам;
- суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.;
- не полученная в срок экспортная выручка от продажи товаров и услуг за границу и др.
На протяжении последних двадцати лет объем "сомнительных" операций в России рос достаточно высокими темпами. В частности, если за период с 1994 по 2001 гг. объем таких транзакций составил 42 млрд долл., то за период с 2001 по 2012 г. их совокупный объем увеличился в 9 раз и составлял уже 341 млрд долл.
Своего пика почти в 51 млрд долл. объем сомнительных операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38%.
Объем "сомнительных" операций в 2013 г. по данным Банка России составил 27,1 млрд долл.

В последние пять лет доля "сомнительных" операций в ВВП России сохранялась на уровне примерно 2% - 2,5% .
Значительная часть "сомнительных" транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта.
По данным Банка России В частности, только в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Белоруссией составила 15 млрд долл., в торговле с Казахстаном - 10 млрд долл.
В последнее время недобросовестные компании активно использовали возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров, услуг и их контроля в рамках Таможенного союза.
По оценкам Банка России в 2012-2013 гг. из России через страны, члены таможенного союза утекло за рубеж примерно 47 млрд долл.
Больше половины объема "сомнительных" операций осуществлялась через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.
Основной мотив коммерсантов, при использования фирм-однодневок и офшорных юрисдикций при сомнительных операциях - это не налоговая оптимизация, а сокрытие бенефициаров данных сделок.
Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут. Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых трудно отказаться даже крупным солидным банкам, несмотря на высокие репутационные риски.
По словам бывшего Председателя Банка России С. Игнатьева: "Создается впечатление, что незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц".
По мнению С. Игнатьева, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны:
- с оплатой поставок наркотиков;
- финансированием серого импорта;
- взятки и откаты чиновникам;
- взятки менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях;
- реализация схем по уклонению от уплаты налогов и др.
При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти, высказал уверенность бывший глава Банка России и ушел в отставку.
Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.

Отток капитала и мировые офшорные активы

В настоящее время офшорные юрисдикции со льготными налоговыми режимами от Швейцарии до Каймановых островов превратились в огромную черную дыру глобальной экономики.
Известная международная некоммерческая организация "Tax Justice Network (TJN)", занимающаяся изучением вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов и выводом средств в офшорные зоны в конце 2012 г. опубликовала результаты очередного исследования независимых экспертов из различных стран о состоянии мирового офшорного бизнеса.
На основе данных статистики швейцарского Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и Мирового банка эксперты TJN проанализировали финансовые потоки 139 стран с мира за период с 1990 по 2010 гг.
В результате исследования эксперты подсчитали, что транснациональные компании, банки и состоятельные люди, используя пробелы в налоговых законодательствах разных стран, по состоянию на конец 2010 г. накопили в офшорных зонах 21 трлн долл.
Указанная сумма составляла почти четверть мирового ВВП, превышала стоимость годового ВВП крупнейших промышленно развитых стран мира.
Из этой суммы приходилось:
- на международные корпорации и банки - 53%;
- принадлежало частным лицам - 47%.
Основной вклад в формирование мировых офшорных финансовых активов вносили в основном всемирно известные транснациональные компании и банки.
В частности, на долю 50 крупнейших транснациональных компаний и банков, активно занимающихся офшорными операциями, приходилась почти половина оттока национального капитала.
В настоящее время, дочерние фирмы в офшорных зонах имеют практически все ведущие транснациональные корпорации и банки мира. К таким банкам и компаниям относятся:
- "UBS", "Credit Suisse", "HSBC", (Швейцария);
- "Deutsche Bank" (Германия);
- "Bank of America", "JP Morgan Chase", "Morgan Stanley", "Goldman Sachs"(США);
- "BNP Paribas" (Франция);
- "Wells Fargo";
- "Coca-Cola";
- "Procter & Gamble";
- "General Motors";
- "Intel";
- "FedEx";
- "Sprint" и др.
Анализ странового распределения мировых офшорных активов показал, что их накопленный объем за период 1990-2010 гг. сформировался преимущественно за счет притока капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Общий объем мировых офшорных активов в размере 21 трлн долл., распределялся следующим образом:
- Китай - 1190 млрд долл.;
- Россия - 798 млрд долл.;
- Республика Корея - 779 млрд долл.;
- Бразилия - 520 млрд долл.;
- Кувейт - 496 млрд долл.;
- Мексика - 417 млрд долл.;
- Венесуэла - 406 млрд долл.;
- Аргентина - 399 млрд долл.;
- Индонезия - 331 млрд долл.;
- Саудовская Аравия - 308 млрд долл.;
- Нигерия - 306 млрд долл.;
- Малайзия - 283 млрд долл.;
- Венгрия - 242 млрд долл.;
- Сингапур - 169 млрд долл.;
- Украина - 167 млрд долл.

Среди указанных государств велика доля нефтедобывающих стран и новых индустриальных стран.

Российские активы в офшорных центрах

Офшорные компании стали одним из основных каналов утечки капитала из России за рубеж с начала так называемых экономических реформ.
Активное включение России в международный офшорный бизнес началось в 90-е годы прошлого столетия. На протяжении 90-х годов прошлого столетия Россия лидировала среди других стран мира по количеству регистрируемых офшорных компаний.
Начиная с 1992 г. ежегодно за границей регистрировалось от 2 до 3 тыс. российских офшорных компаний.
В начале текущего столетия в офшорных зонах было открыто 6,6 тыс. счетов российских банков. Прибыль от деятельности офшорных компаний практически не попадала в Россию.
Большинство российских предпринимателей создали офшорные фирмы в европейских странах и прежде всего на острове Мэн (Великобритания), Кипре, Гибралтаре, в Ирландии, Швейцарии и Лихтенштейне, где на конец прошлого столетия, по различным оценкам, было зарегистрировано от 15 до 20 тыс. российских компаний.
Офшорные структуры российского бизнеса - это, в первую очередь, центры концентрации прибыли, которую они получают в России и выводят из-под российского налогообложения, а также надежные "сейфы" для состояний олигархов, полученных как законным, так и криминальным путем.
По данным исследования международной некоммерческой организации "Tax Justice Network (TJN)" за период 1990-2010 гг. накопленный объем российского капитала в офшорных юрисдикциях составлял 798 млрд долл.
По этому показателю Россия занимала второе место в мире, уступая только Китаю.
По данным американской консалтинговой фирмы "Бостон консалтинг Групп "Global Wealtf" финансовые активы россиян в 2011 г. составляли 1,3 трлн. долл. из них 500 млрд долл. приходилось на 686 семей мультимиллионеров. По количеству мультимиллионеров Россия занимала 4-е место в мире.
В 2012 г. благосостояние россиян увеличилось до 1,6 трлн. долл., при этом количество рублевых миллионеров возросло до 180 тысяч. Из них 328 семей относились к мультимиллионеров с доходом более 100 млн. долл. По этому показателю Россия опережала все страны Восточной Европы.
В 2013 г. благосостояние россиян увеличилось до 1,9 трлн. долл., при этом количество рублевых миллионеров возросло до 213 тысяч.
Количество мультимиллионеров составляло 536. По количеству мультимиллионеров Россия занимала 5-е место в мире после США (4 754), Великобритании (1044), Китая (983) и Германии (881).
По оценкам экспертов, около 14 % активов граждан России находились в оффшорный зонах Швейцарии и Великобритании. Примерно две трети этих средств хранилось на депозитах коммерческих банков, треть - в акциях и только 0,1 % в облигациях.

* * *

Отток капитала является негативным фактором, свидетельствующий о нестабильности и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы.
В результате бегства капитала и "сомнительных" операций бюджетная система России только в 2013 г., по оценка экспертов, недополучила порядка 500 млрд рублей. Таким образом, объем сомнительных операций был не намного больше объема всех федеральных расходов бюджета России в 2013 г. на образование - 597 млрд руб.
Общие потери российского бюджета из-за реализации офшорных схем в сфере внешней торговли, движении капитала и ведения бизнеса оценивались экспертами примерно в 1 трлн руб.
"Бегство капитала" из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог бы быть инвестирован в модернизацию экономики и процесс социально-экономического возрождения России на инновационной основе.
Для изменения соотношения факторов "выталкивающих" и "притягивающих" иностранный капитал в Россию необходимо кардинально улучшить условия ведения бизнеса в стране.
Одним из первых указов Президента Российской Федерации В.В. Путина был Указ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
В частности, в Указе говорится, что в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики была поставлена задача повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112 место из 185 обследованных стран и в 2013 г. - на 92 место.
Однако достижение этого показателя к 2018 гг. выглядит весьма амбициозно с точки зрения существующих экономических реалий, в том числе после геополитического кризиса на Украине и введения экономических санкций против России.
Если допустить, что наметившийся темп изменения показателя условий ведения бизнеса в России сохранится и в последующие годы, что по нашему мнению маловероятно, все равно достичь заданного 50-го места к 2015 г. не удастся и, соответственно, 20-го места к 2018 г. тоже.
Следует иметь ввиду, что согласно методике расчета этого показателя замеряется инвестиционный климат только в крупнейших городах, исследуемых стран. В случае с Россией это имеет принципиальное значение, поскольку инвестиционный климат в различных регионах и субъектах Российской Федерации в разы отличается от инвестиционной привлекательности Москвы, московской области, Санкт-Петербурга, ленинградской области и др.
Реальный прогресс в области защиты прав собственности, обеспечение подлинной независимости судов, поддержание стабильности законодательства, уменьшение налоговой нагрузки и административного давления требует значительного периода времени для качественных изменений.
Улучшение инвестиционного климата - длительный процесс. Совершенно очевидно, что улучшить показатели по отдельным направлениям ведения бизнеса можно, но кардинально поменять инвестиционный климат в стране, а также менталитет предпринимателей и чиновников в установленные сроки практически невозможно.
Кроме того, украинский кризис, изменение геополитической обстановки в мире, введение экономических санкций со стороны промышленно развитых стран против России в перспективе также окажут, по всей видимости, негативное влияние и изменение динамики показателя условий ведения бизнеса.

Владимир Андрианов
доктор экономических наук, профессор МГУ
директор Департамента стратегического анализа
и разработок Внешэкономбанка

Полный текст материала дан в приложении
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован