Эксклюзив
29 ноября 2010
7603

Владимир Андрианов: Практика и методы борьбы с коррупцией в Республике Корея

После серии громких коррупционных скандалов в высших слоях южнокорейского общества во многом под давлением неправительственных и общественных организаций сложилось понимание того, что необходимо принятие комплексных мер по борьбе с коррупцией.

По мнению некоторых аналитиков одна из главных причин распространения коррупционных преступлений в Республике Корея кроется в авторитаризме власти. В южнокорейском обществе сложилась централизованная политическая система и монополистическая экономика, основу которых составляли крупные финансово-промышленные группы (чеболи). Такая конструкция создавала благоприятные возможности для процветания коррупции.

В целях противодействия коррупции в июле 2001 г. парламентом страны был принят Закон о борьбе с коррупцией. На основании закона был образован специальный государственный орган - Комитет по борьбе с коррупцией (КБК), который начал работу с 25 января 2002 г.

Возглавляет КБК совет, который состоит из 9 человек. В совете пропорционально представлены исполнительная, законодательная и судебная ветви власти. Членам совета гарантировано как минимум три года работы в комитете.

По закону КБК подчинен президенту страны. Однако ни президент, ни премьер-министр, ни какой-либо другой высокопоставленный чиновник не может давать указаний комитету. В этом плане он независим от административного вмешательства. Доклады о своей работе комитет представляет президенту страны, но лишь в порядке информирования, а не получения оценки или рекомендаций.

Многие громкие разоблачения, а также популяризацию необходимости искоренения коррупции в Республике Корея справедливо связывают с работой именно этого ведомства.

Кроме того, законодательно обязанность борьбы с коррупцией в Республике Корея возложена на следующие государственные органы:

- управление по аудиту и инспекциям;

- министерство юстиции;

- министерство административного самоуправления и внутренних дел;

- министерство обороны (военная прокуратура);

- министерство финансов и экономики;

- комиссию по справедливой торговле;

- налоговую службу;

- национальное полицейское управление.

Особого внимания заслуживает опыт противодействия коррупции в г. Сеуле - столице Республики Корея. Мэр Сеула г-н Гох Кун проявил ту самую необходимую политическую волю, заявив в конце 90-х годов прошлого столетия о намерении вести самую непримиримую войну с коррупцией, информируя общественность о деятельности государственных служб - от рассмотрения обращений граждан до политики принятия решений.

В результате была разработана и внедрена сеульская стратегия борьбы с коррупцией, которая предусматривает следующие принципы и меры противодействия коррупции:

- превентивные меры;

- репрессивные меры;

- прозрачность деятельности администрации;

- тесное сотрудничество между частными лицами и государственными службами.
Превентивные меры предусматривают ослабление государственного регулирования во всех административных сферах. Были либо отменены, либо упрощены избыточные нормы муниципального регулирования в различных сферах.

Чиновник, слишком долго занимающий одну и ту же должность, может в своем ведомстве установить коррупционную систему "продавец - покупатель". Чтобы искоренить потенциальный тайный сговор, администрация Сеула отменила давно установившуюся практику передачи определенного района под контроль одного чиновника, принимающего решения о выдаче разрешений, санкциях и контроле. Отныне чиновникам предписывается ежедневно рассматривать заявления из разных районов.
Важным звеном антикоррупционной политики стала кадровая политика, проводимая властями Сеула. В частности, существенные кадровые изменения были проведены в администрациях 25 округов корейской столицы.

Репрессивные меры были введены за каждый проступок, совершенный городскими чиновниками Сеула. Для осуществления принципа нулевой толерантности к коррупции была введена система прямого обращения к мэру.

Почтовые открытки с информацией о любых злоупотреблениях чиновников поступают непосредственно в адрес мэра. Мэр лично читает все открытки и следит за тем, чтобы нарушители закона были должным образом наказаны.

По мнению мэра: "Несмотря на то что усиление репрессивных мер может облегчить поставленную задачу, оно никогда не сможет разрешить проблему преступного поведения должностных лиц. Все корейское общество в лице его государственных служащих и граждан должно быть воодушевлено на борьбу с коррупцией, выработать в себе моральную и этическую убежденность в необходимости этого и уверенность в успехе".

Для определения уровня "чистоты" деятельности каждой административной единицы столицы и стимулирования здоровой конкуренции между ними был разработан и используется антикоррупционный индекс.

Данный показатель подсчитывается по результатам опроса мнения лиц, обращавшихся в государственные службы столицы и статистики антикоррупционных мер, предоставляемой непосредственно администрацией.

В плане сотрудничества между частными лицами и государственными службами было внедрено еще одно нововведение - так называемый Договор о неподкупности. Цель этого документа - предотвращение коррупции и других нарушений закона в сфере поставок товаров и предоставления услуг населению.

Обязательство не брать взяток является частью соглашения между чиновниками, курирующими поставки товаров и услуг, и претендентами на выполнение этих видов работ. Подписывая такой договор, стороны соглашаются, что в случае его несоблюдения они понесут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Описанные выше антикоррупционные меры администрации Сеула позволяют говорить о творческом подходе с использованием научных разработок и современных технологий, что позволило создать эффективный механизм борьбы с коррупцией, реально действующий и показывающий положительные результаты.

В этой связи особо следует отметить разработку и внедрение в Сеуле Национальной программы по борьбе с коррупцией, получившей название OPEN, которая позволяет гражданам в режиме онлайн контролировать через интернет процесс рассмотрения своих обращений в городскую администрацию.

Эта система заслуживает особого более подробного рассмотрения и изучения.
Основной задачей разработки подобной системы онлайнового контроля за рассмотрением обращений граждан является предупреждение коррупционных деяний путем:

- установления прозрачности процедуры прохождения документов;

- предоставления гражданам необходимой информации, позволяющей им осуществлять социальный контроль за деятельностью чиновников;

- исключения личного общения чиновников и граждан как предпосылки к коррупционным действиям.

В программе были четко обозначены основные сферы, в которых следует рассматривать все проекты открыто, поскольку именно в них, как оказалось после проведенных исследований, наиболее характерно распространение коррупционной практики. К таким сферам относятся: строительные работы, в том числе строительство жилья; транспорт и транспортная инфраструктура; промышленность и экономика; городское планирование; социальное обеспечение; культура и туризм; экология и защита окружающей среды; пожарная безопасность.

Для запуска системы OPEN была разработана схема информационных потоков поступающих заявлений, стандартизированы форматы ввода данных и создана компьютерная программа для обеспечения работы системы.

Программные разработки производились одновременно с анализом обращений граждан, который включал классификацию заявок, изучение процедуры рассмотрения каждого дела и создание схемы информационных потоков.

Чтобы упростить процесс обработки данных, для чиновников были разработаны стандартизированные форматы ввода данных. Таким образом, на сайте размещаются подробная информация по каждому делу, включая процедуру регистрации поданного заявления, оформления необходимой документации, а также программа поиска информации.

Система также предусматривает размещение сведений о соответствующем отделе городской администрации и об ответственных за рассмотрение данного дела сотрудниках и их телефонах, а также информации о том, когда и как оформляются документы по данному вопросу.

Сотрудники городской администрации, рассматривающие обращения граждан, получили соответствующую подготовку по принципам и технологии работы системы.
По окончании обучения каждый сотрудник получил идентификационный номер и пароль, разрешающие ему вводить данные в систему из своего департамента. Это обеспечило достоверность и безопасность представляемой информации.

Программа OPEN не просто предоставляет гражданам информацию, а дает возможность для осуществления социального контроля своевременного исполнения процедуры рассмотрения заявлений, отслеживания и предупреждения любых задержек в этом процессе и выявления злоупотреблений.

Система требует от всех сотрудников администрации указывать на сайте день и час работы с каждым заявлением. Ни один чиновник не сможет отложить рассмотрение дела и тем более принять неправомочное решение.

Для того чтобы гражданам было легче получить через интернет информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится поданное ими заявление, указывается ожидаемая дата очередной процедуры в процессе продвижения бумаг на каждом этапе.

Система OPEN дает возможность отслеживать любые задержки по вводу данных посредством сравнения даты ввода данных с фактической датой рассмотрения заявления на каждой стадии любым чиновником - от соответствующего сотрудника городской администрации до генерального директора.

Программа OPEN оперативно публикует информацию о документообороте в режиме реального времени. Гражданин может узнать о решении по его вопросу в тот же момент, когда оно было принято. В этом отношении система OPEN уникальна.

Внедрение OPEN в работу городской администрации позволило установить контроль за соблюдением четкого порядка решения вопросов. Общественный интерес к сайту постоянно возрастает - каждый день его посещают в среднем 1900 человек.

Сеульская система OPEN оказалась достаточно эффективной. По оценкам специалистов, в результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в столице Республики Корея с начала ее введения в 1999 г. уменьшилась почти в шесть раз.
Об эффективности системы свидетельствует и ее международное признание. В частности, столичное правительство Сеула совместно с ООН разработало специальное учебное пособие по работе с системой OPEN, которое было рекомендовано для распространения в других странах - членах ООН.

В целом меры южнокорейского правительства по противодействию коррупции, включая внедрение системы OPEN, оказывают позитивное воздействие на международный имидж страны. Об этом в частности свидетельствует улучшение общего индекса восприятия коррупции для Республики Корея, который увеличился с 4,2 в 2000 г. до 5,6 в 2008 г. Соответственно страна переместилась с 50-го на 40-е место среди 180 обследованных стран мира.

Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН


Viperson

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован