Эксклюзив
08 июля 2014
14371

Владимир Андрианов: Семья, любовь и верность

О происхождении и эволюции семьи достаточно подробно писали многие известные ученые прошлого и позапрошлого столетия.
Признанным классиком среди них справедливо считают Люиса Генри Моргана (1818-1881) выдающегося американского ученого-социолога.
Его работы тщательно исследовали и обильно цитировали классики марксизма-ленинизма, и, прежде всего, Фридрих Энгельс (1820-1895) в известном произведении "Происхождение семьи, частной собственности и государства".
Моргану принадлежит первая научная классификация форм семьи от периода дикости и варварство до нового времени.
Согласно его классификации на протяжении тысячелетий в процессе эволюции семья прошла несколько стадий развития.
Для первобытных людей в брачной сфере были характерны так называемые промискуитетные связи, т.е. беспорядочные половые отношения.
Первой формой семьи считается кровнородственная семья, в которой в половых связях участвовали ближайшие родственники, коллатеральные братья и сестры.
Классическим историческим примером кровнородственной семьи, описанным Морганом, была малайская система родства.
Однако родственное кровосмешение имело пагубные последствия для здоровья людей и соответственно для сохранения и продолжения рода.
Поэтому на следующей стадии, так называемой пуналуальной семьи (от гавайского слова "пуналуа"), ближайшие родственник, прежде всего по женской линии, в том числе родные братья и сестры, были исключены из брачных связей. Отношения "пуналуа" предполагали лишь наличие у некоторых мужчин общих жен.
На границе между диким состоянием и варварством возникает синдиамическая, или парная форма семьи с индивидуальными браками.
Как правило, парный союз заключался на непродолжительное время. Обыденными явлениями в таких семьях были прелюбодеяния и произвольное прекращение семейных отношений.
Дети, рожденные в браке, по материнскому праву продолжали следовать за матерью. Однако возникновение парного брака означало начало подрыва материнского рода и зарождение отцовской власти.
Вследствие шаткости и неустойчивости парной семьи сохранялись свободная любовь и проституция.
С возникновением парного брака половые отношения между партнерами стали регулироваться зарождавшимися моральными нормами и ограничиваться социально-экономическими рамками.
В период разложения первобытнообщинного строя зародилась патриархальная форма семьи в результате выделения больших семей в качестве самостоятельных хозяйственных единиц.
Патриархальная семья возникла при переходе от матриархата к патриархату. С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи резко возросло.
Начались ослабление экономической роли женщины в обществе и сосредоточение богатства в руках собственников - мужчин, которые начинали играть доминирующую роль в хозяйственной и общественной жизни.
Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Такая семья строилась на строгой иерархии, что способствовало реальному закрепощению женщин.
Патриархальная семья стала первой исторической формой единобрачной семьи, в основе которой доминировали экономические предпосылки.
Основными факторами возникновения этой формы семьи были накопление собственности и желание сохранить ее и передать детям. Ф. Энгельс определял эту форму семьи как "промежуточную" между многоженством и единобрачием.
Следует отметить, что патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин развитие рабства и других форм зависимости предоставляло возможности для многоженства.
В классическом виде многоженство было узаконено мусульманами в форме "гаремов", где один мужчина мог иметь значительное количество жен и наложниц. Этот институт получил широкое распространение на арабском Востоке, в Турции у византийских христиан, у американских мормонов и др.
Моногамия существовала в прошлые века, но своего расцвета достигла только в новое время. Данный тип семьи доминирует и в современном мире.

В свое время классики марксизма предрекали отмирание института семьи в социалистическом обществе. Однако этого не произошло.
В настоящее время институт семьи претерпевает существенные, если не сказать кардинальные, изменения. С одной стороны, весьма популярными становятся гражданские браки, где нет формальных обязательств между мужчиной и женщиной.
С другой стороны, широкое распространение получили брачные контракты, в которых, как правило, фиксируются права и обязательства сторон в браке и в случае его расторжения.
Об определенном вырождении семьи в традиционном понимании свидетельствуют факты официального признания в последние годы допустимости однополых браков.
Гомосексуальные отношения в обществе существовали на протяжении всей истории развития человечества. Однако лишь в конце прошлого столетия в отдельных странах были приняты соответствующие законы, которые юридически разрешают однополые браки.
Первый однополый брак был узаконен между датчанином Акселем и Эйгилем Аксгилы.
В настоящее время Законы о так называемом "гражданском партнерстве" действуют в Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Великобритании, и некоторых штатах США и Австралии. Количество таких стран постоянно катострофически увеличивается.
Остается только высказать сожаление о том, что люди, стоящие у власти потакают социально опасным тенденциям. "Однополые браки" для общества пагубны. Государство, общество и закон должны создавать, прежде всего, благоприятные условия для людей, которые нацелены на нормальную жизнь.
Просто жизнь устроена по принципу равновесия, которое отсутствует в однополых браках. Мужчина и женщина уравновешивают друг друга разностью мужской и женской энергетик, и если им удается сохранить отношения надолго, взаимно подпитывая друг друга, они всегда духовно растут.
И надо ли упоминать здесь об участи некогда процветающих городов Содома и Гоморры, которые выбрали путь отказа от законов нравственности.
Тем не менее, традиционный институт семьи пока сохраняет доминирующее положение в современном обществе. Карл Маркс (1818-1883) называл семью "ячейкой общества". Однако создание этой самой "ячейки" - тяжелая, каждодневная, кропотливая работа обоих супругов.
Великий русский писатель М.Ф. Достоевский (1821-1881) говорил: "Семья тоже созидается, а не дается готовую, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда это только и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".
У древних греков покровительницей супружеской любви была богиня Гера.
Настоящая, крепкая, полноценная семья может сформироваться, если мужу и жене удастся вместе последовательно пройти несколько условных этапов совместной жизни.
Первый этап - романтический, с пеленящей глаза любовью, которую по праву считают одним из самых сильных человеческих чувств.
Как писал известный французский писатель Жан Батист Мольер (1622-1673):
"Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что нежил ...>>.
Любовь - весьма многогранное чувство, которое может проявляться в необузданной страсти, нежности, обожании, умилении, преклонении, уважении, дружбе, жалости и др.
В древнем философском учении йогов центром любви в организме человека считается четвертая чакра (анахата - цветок любви), от сбалансированности которой зависит способность человека любить и сострадать.
Чувство любви дает возможность человеку найти себя в другом человеке, является сильным стимулом для самореализации.
Кажется, что сильное чувство и влечение к возлюбленной или возлюбленному не исчезнет никогда. Через это искреннее заблуждение проходят практически все пылкие влюбленные.
Как правило, это самый короткий этап в семейных отношениях и пролетает он незаметно.

В этот период проверяется биологическая и физиологическая совместимость мужа и жены. Много разводов происходит, как только угасает яркое пламя любовной страсти.
Когда накал страстей постепенно угасает теплится огонек привязанности, который можно и должно поддерживать и подпитывать достаточно долго.
Весьма образно об этапах любовной страсти писал великий русский философ В.Г. Белинский (1811-1848): "Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как цветы, как жизнь человеческая. У нее своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою и плодотворную, для других - холодную, гнилою и бесплодную".
Венцом романтического этапа является продолжение рода - зачатие, рождение и воспитание детей.
Наши дети - это самое ценное, дорогое, что дает семья и что реально, в биологической плоти остается на Земле после нашей смерти и может иметь продолжение в будущих поколениях.

Историческая справка. Как свидетельствуют исторические факты, наибольшее количество детей имел Марокканский султан Мауля Исмаил, получивший прозвище кровавый. Он умер в 1727 г. и оставил от своих жен и наложниц 888 детей - 548 мальчиков и 340 девочек.
Рамзес II - один из наиболее известных и уважаемых фараонов Египта имел 150 детей.
В современной истории Король африканской страны Свазиленд Собхуза II (1968-1982) имел 250 детей от 70 жен.
Древний нартский эпос рассказывает о жизни одной легендарной абхазской семьи. Мать этой семьи Сатаней-Гуашья за свою долгую жизнь родила 99 сыновей и одну дочь. В возрасте 150 лет оставалась бодрой, веселой и деятельной.
Среди русских мужиков рекорд по количеству рожденных детей принадлежит крестьянину Шуйского уезда Владимирской губернии Федору Васильеву (1707-1782).
Его первая жена в период с 1725 по 1765 гг. родила ему 69 детей, из которых 67 детей не только выжили, но и дожили до зрелых лет.
Жена Федора рожала 27 раз, в том числе 16 раз по два ребенка, 7 раз по три и 4 раза по четыре ребенка.
Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 г. из Никольского монастыря Шуйского уезда специальной грамотой было сообщено в Москву. Сама Екатерина II (Великая) официально отметила сей феномен деторождения.
Самое удивительное, что после смерти супруги Федор Васильев женился второй раз. Его новая жена родила еще 18 детей: 6 раз по два ребенка и 2 раза по три.
Таким образом, наш русский мужик Федор Васильев является абсолютный мировым рекордсменом по части зачатия близнецов, а его первая жена занесена в книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество детей, рожденных одной женщиной.
По неподтвержденным данным, примерно такое же количество рожденных детей имела некая немка Фрау Шейнберг, жившая в прошлом столетии.
Вошла в историю еще одна многодетная немка, которая жила примерно 500 лет назад. Как свидетельствуют очевидцы, на её надгробии, сохранившемся до сих пор в г. Бениггейм написано, что она родила 38 мальчиков и 15 девочек.
По количеству рожденных детей в книгу рекордов Гиннеса официально занесена также чилийка Леонтина Альбина 1921 г. рождения. Эта женщина в период с 1943 по 1981 гг. родила 55 детей.
Американка Нади Сулеман из Лос-Анджелеса в возрасте 33-х лет имела 14 детей. Самое поразительное, что последний раз в 2009 г. она родила сразу 8 детей, до этого она рожала два раза по 3 близнеца. Все три раза она беременела с помощью искусственного оплодотворения.
У индийского крестьянина Рамжита Рагхава хотя всего двое детей, однако. родились они от отца долгожителя. Старший сын родился в 2010 г., когда Рамжиту было 94 года, младший в 2012 г. - когда ему исполнилось 96. Его жена в два раза моложе своего мужа.
Рамжит Рагхав, был занесен в книги рекордов Гиннеса, как старейший молодой отец планеты.

Конечно же, количество детей в семье напрямую не связано с чувством исполненного долга, морального удовлетворения и ощущения счастья от прожитой жизни.
Тем не менее, в наших детях наша кровь, наши гены, а кто сумел правильно воспитать ребенка, то и наши мысли, ценностные ориентиры и мировоззрение.
В этот период совместной жизни проверяется психологическая и мировоззренческая совместимость супругов, их взгляды на жизнь и воспитание детей.
Иногда происходит разделение любви на любовь к детям и к жене, а иногда любовь к детям усиливает любовь к суженой.
В отношениях с детьми самый сложный период, когда они взрослеют и входят в так называемый переходный возраст. В это время родителям очень трудно находить с ними общий язык.
Весьма печально, если дети перестают уважать родителей, начинают не воспринимать их и противопоставлять себя родителям, игнорировать их.
Очевидно, что дети рано или поздно вырастают, становятся самостоятельными и когда-то покидают отчий дом. Если это происходит рано и навсегда, то для родителей это трагедия.
Величайшее счастье, когда дети становятся частью семьи, единомышленниками и близкими друзьями, надежной опорой в старости.
Второй этап семейной жизни - приземленности, проверки семьи на прочность.
Очень важно, чтобы в процессе совместной жизни появилась и сформировалась общность интересов - общий дом, общее хозяйство, дети, образ жизни, увлечения, хобби.
Чем больше в семье общего, тем семья прочнее и устойчивее. На этом этапе закладывается фундамент, основа настоящей семьи.
Необходимо научиться искренне дарить родному, близкому и любимому человеку заботу, теплоту своей души, радость, любовь и наслаждение.
И тогда вы откроете для себя одну простейшую, но величайшую истину: самое приятное в жизни это - делать приятное приятному человеку.
Третий этап совместной жизни - этап зрелости семьи, пожалуй, самый сложный. В этот период существуют самые большие риски ее распада.
Основные угрозы для семьи в этот период связаны с ослаблением или исчезновением физического влечения (либидо) к супруге или супругу как к сексуальному объекту.
В этот период проявляется так называемая проблема среднего возраста, особенно это характерно для мужчин. Очень метко говорят в народе о мужчинах в этот период - "седина в бороду - бес в ребро".
Когда мужчине за 50, он может найти молодую любовницу, уйти к другой женщине или завести вторую семью.
Сохранению семьи может помочь взаимное уважение, уступчивость и мудрость. Жене великого Пифагора Феано, которая была красивой, незаурядной и душевной женщиной, приписывают следующее очень мудрое высказывание: "добродетель супруги состоит не в том, чтобы сберечь своего мужа, но чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет".
Если супругам удается преодолеть типичные естественные трудности и у них возникнет настоящая, реальная дружба, они становятся единомышленниками, это залог того, что они смогут сохранить брачные узы до конца своих дней. Только в этом случае можно сказать, что половинки окончательно сложились.
"Не надобно и клад, когда в семье лад", очень точно говорили на Руси.
Рассуждая о супружеской верности, следует отметить, что по своей природе большинство людей полигамны. Поэтому требовать от супруги, супруга физической верности, по крайней мере, не очень разумно и рационально.
Формировавшиеся веками моральные принципы и взаимоотношения полов в обществе до сих пор остаются достаточно консервативными и во многом иррациональными.
Так называемая физическая верность весьма абстрактное понятие, поскольку связано с желанием и необходимостью удовлетворения одной из важнейших естественных физиологических потребностей человека.
Настоящая верность - понятие духовно-нравственное. Верность - это чувство ответственности за жизнь и судьбу близких, родных людей, моральная преданность.
Исторический пример тому - судьба благоверного и преподобного князя Муромского Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей.
Супруги жили долго и счастливо. Вместе пережили болезни, страдания, радости, взлеты и падения на поприще служения Отечеству.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния, они молили Бога, чтобы он дал им благость умереть в один день, и завещали тела их положить в один гроб, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой.
Волею судеб скончались они в один день и час. Случилось это, как говорится в бесценной книге XVI века "Великих Миней четий" (или "Сборник житий"), "в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца".
"И понесли святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу".
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. "Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом".
Погребены были супруги в Муроме в соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г.
В 1565 г. по Указу царя Иоанна Грозного над захоронением Петра и Февроньи была построена новая каменная церковь.
Ныне верные супруги открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Благодаря этой исторической притче в современной России стали праздновать день совместного ухода из жизни Петра и Февроньи 8 июля (по новому стилю), как всероссийский день семьи, любви и верности.
А вот не менее романтичная современная история. Герой Советского Союза, бывший министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов (18 июня 1911 г. - 31 августа 2012 г.). умер в возрасте ста лет.
Сердце старейшего маршала России остановилось в день похорон его супруги, которая скончалась на три дня раньше, в возрасте 98 лет.
Сильный и смелый маршал, обладатель более 80 орденов и медалей, не смог пережить расставания со своей суженой Марией Самойловной Соколовой (19 декабря 1920 г.- 28 августа 2012 г.) . Всю свою жизнь женщина посвятила любимому мужу.
Это любовь подарила им много радостных совместных лет жизни. Сергей Леонидович до ста лет был сильным и крепким, и только при любимой супруге мог показать свою слабость. Он всегда был подтянут и строг, и только дома оставался добрым и ласковым.
Это была потрясающая семейная пара. Они не разлучались на протяжении 68 лет и мечтали умереть в один день.
Сергея Леонидовича и Марию Самойловну Соколовых похоронили рядышком.

Символом праздника семьи, любви и верности была выбрана ромашка, которая наряду с березой традиционно является символом русской природы. В народе верят, что ромашка рождается там, где пала звезда.
Издревле на Руси для влюбленные ромашка - цветок для гадания. Отрываешь один лепесток ромашки - "любит", отрываешь другой лепесток - "не любит", третий - к сердцу прижмет, четвертый - к черту пошлет".
Традиция гаданий уходит вглубь веков. Не одно поколение обрывало лепестки этого растения, при этом приговаривая, всем известные слова - "любит - не любит, ромашка нас рассудит". "Ромашка, ромашка, ромашка - цветы, иду и гадаю - любишь ли ты?".
Традиционно русские девушки плели из ромашек венки и носили их как символ девичьей чести, невинности, нежности, верности и любви.
Именно поэтому когда мы смотрим на ромашковое поле, нам кажется, что где-то здесь, в белых цветочных "волнах", затерялась очередная влюбленная пара.

Владимир Андрианов
доктор экономических наук, профессор МГУ
директор Департамента стратегического анализа
и разработок Внешэкономбанка
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован