25 марта 2017
373045

Черномырдин Виктор Степанович – биография

Chernomyrdin Viktor Stepanovich
09 апреля 1938 года

Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ с июня 2009 г.; бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Украине (май 2001 г. - июнь 2009 г.), одновременно выполнял обязанности специального представителя Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной; бывший Председатель Правительства РФ (декабрь 1992 г. - март 1998 г.); родился 9 апреля 1938 г. в с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области; окончил Куйбышевский политехнический институт и экономический факультет Всесоюзного заочного политехнического института, кандидат технических наук; трудовую деятельность начал в 1957 г. слесарем на Орском нефтеперерабатывающем заводе, служил в Советской Армии, вернулся на завод, где работал машинистом, оператором, начальником технической установки; после окончания вуза с 1967 г. был на партийной работе: инструктор, заместитель заведующего, заведующий промышленно-транспортным отделом Орского городского комитета КПСС; с 1973 г. - директор Оренбургского газоперерабатывающего завода; 1978-1982 - инструктор Отдела тяжелой промышленности ЦК КПСС; с 1982 г. - заместитель Министра нефтяной и газовой промышленности СССР, одновременно с 1983 г. был руководителем Всесоюзного промышленного объединения "Главтюменгазпром"; 1985-1989 - Министр нефтяной и газовой промышленности СССР; в августе 1989 г. был избран председателем правления первого в стране государственного концерна "Газпром"; с мая 1992 г. - заместитель Председателя Правительства РФ по топливно-энергетическому комплексу; 14 декабря 1992 г. был утвержден Председателем Совета Министров РФ, с 1994 г. - Председатель Правительства РФ; освобожден от должности премьер-министра России 26 марта 1998 г.; 23 августа 1998 г. одновременно с отставкой премьер-министра С.Кириенко и его кабинета Указом Президента Ельцина был назначен и.о. Председателя Правительства и получил поручение по формированию нового Кабинета министров, но не получил поддержки Государственной Думы; с февраля 1999 г. являлся представителем государства в Совете директоров ОАО "Газпром"; июнь 1999 г. - июнь 2000 г. - председатель Совета директоров ОАО "Газпром"; в апреле 1999 г. был назначен специальным представителем Президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии; в декабре 1999 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по Ямало-Ненецкому одномандатному избирательному округу Nо225, выдвигался избирательным объединением "ВОПД "Наш дом - Россия"; в Государственной Думе РФ был членом фракции "Единство", руководителем межфракционного депутатского объединения "Энергия России", членом Комитета по энергетике, транспорту и связи; в мае 2001 г. сложил полномочия депутата в связи с назначением на пост посла РФ в Украине; ранее избирался членом ЦК КПСС (1986-1990), депутатом Верховного Совета СССР (1984-1989), депутатом Верховного Совета РСФСР (1985-1990); в 1995 г. создал и возглавил Движение "Наш дом - Россия"; в мае 2000 г. на учредительном съезде Общероссийской политической общественной организации - партия "Единство" (преобразована из движения) был избран членом Наблюдательного совета этой партии; председатель совета Союза нефтегазопромышленников России (избран в апреле 2001 г.); имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла (апрель 2003 г.); академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; лауреат премии им. Петра Великого (с вручением золотой медали) - за выдающийся вклад в развитие и укрепление Государства Российского (2002); награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней, Дружбы, орденом Петра Великого I степени; удостоен казахстанского ордена "Парасат" (1999), украинского ордена князя Ярослава Мудрого V степени (2003); летом 2001 г. был посвящен в запорожские казаки, в ноябре 2001 г. произведен в генерала казачьего войска Запорожского и награжден орденом Казачьей славы 1-й степени; женат, имеет двоих сыновей; увлекается охотой, спортом, играет на гармони; скончался 3 ноября 2010 г. Среди высшей правящей элиты России В.Черномырдин воспринимается многими как представитель прежней партийно-административной номенклатуры и пользуется репутацией крепкого хозяйственника, опытного производственника, осторожно относящегося к радикальным манипуляциям с народным хозяйством. Несомненно, именно это обеспечило ему победу над конкурентами при выдвижении на пост премьера в декабре 1992 г. и благополучному прохождению его кандидатуры на VII съезде народных депутатов РФ, решительно отвергшем Е.Гайдара. В числе прошлых заслуг В.Черномырдину, очевидно, были зачтены критика радикальной экономической программы Г.Явлинского "500 дней" еще с позиции министра нефтяной и газовой промышенности СССР в правительстве Н.Рыжкова и поддержка "эволюционной" программы последнего, полемика с Е.Гайдаром в журнале "Коммунист" в 1989 г. по вопросу комплексного развития производительных сил Западной Сибири, и, наконец, успешное в целом функционирование возглавлявшейся Черномырдиным газодобывающей отрасли. Предприятия Миннефтегазпрома и концерна "Газпром" работали с высокими экономическими показателями. По мнению специалистов, Черномырдин успешно отстаивал российские интересы на западных рынках энергоресурсов. Состоявшееся в мае 1992 г. назначение Черномырдина на пост вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу последовало сразу за объявлением о предстоящей забастовке рабочих производственного объединения "Нижневартовскгазпром". Тогда В.Черномырдин подписал пакет документов, предоставляющих широкие производственно-экономические права и льготы концерну "Газпром", которые закрепили его монополию на добычу газа и серы. В то же время он выступал против освобождения цен на топливо и энергоносители и отвергал возникавшие опасения о том, что с его приходом правительство Гайдара потеряет контроль над топливно-энергетическим комплексом. При рассмотрении на Съезде народных депутатов вопроса о назначении премьера В.Черномырдин на этапе рейтингового голосования получил 621 голос, пропустив чуть вперед Ю.Скокова (637) и значительно опредив Е.Гайдара (400). Президент предложил Съезду на утверждение кандидатуру Черномырдина, которая собрала 721 голос "за" и 172 - "против". Вступая на пост Председателя Правительства В.Черномырдин заявил, что политикой заниматься не будет, это не его дело и не свойственно его натуре. Вместе с тем он конкретно сформулировал экономические задачи, возглавленного им Правительства и свое отношение к радикальным переменам в экономике, начатым его предшественником, заявив, что выступает за реформы, но без глубокого обнищания народа, и что остановка безудержного роста цен на продовольствие является "святой обязанностью" его команды. Выполнить эти намерения в условиях выпущенного из под контроля хозяйства оказалось практически невозможным до конца декабря 1994 г., когда были отмечены первые признаки замедления инфляции. В.Черномырдин также заявлял о решительных намерениях прекратить спад производства в стране, расчитывая достигнуть этого прежде всего за счет развития тяжелой промышленности в государственном секторе и в поддержке топливно-энергетических отраслей. В этих целях, в частности, им было предложено увеличить размеры льготного целевого кредита для предприятий ТЭК на 200 миллиардов рублей. Черномырдин высказывался и в том духе, что мелкий частный сектор необходим в экономике, но не как доминирующий. Премьер выступил также за ужесточение финансовой политики, предлагал расширить полномочия правительства, ввести в его состав Центральный банк, Пенсионный фонд и ряд других подконтрольных Верховному Совету органов. Частично это было выполнено. В развернувшемся в 1993 г. конфликте между исполнительной и законодательной властью В.Черномырдин занимал поначалу осторожную позицию. С одной стороны - поддержал намерение Президента Б.Ельцина ввести особый порядок управления страной, вместе с тем высказался и за идею досрочных выборов и Президента и народных депутатов. Заявлял о готовности найти в Правительстве место для представителей регионов и основных политических сил, но при этом решительно отвергал возможность создания коалиционного правительства, мотивируя это опасениями о превращении правительства из рабочего органа в новую арену политических дискуссий. На решающей стадии конфликта решительно поддержал Указ Президента Nо 1400 от 21 сентября о прекращении полномочий и роспуске парламента. В течение 1994-1995 годов Черномырдин, не устраивая в качестве премьера полностью ни одну из крупных политических группировок, в то же время оставался приемлемым практически для всех. Этому способствовали такие, в частности, уступчивые шаги премьера в 1994 г., как передача приватизации в Москве под контроль возглавляемого Ю.Лужковым московского правительства и назначение министром сельского хозяйства РФ выдвиженца аграрно-коммунистического лобби А.Назарчука. Тем не менее в отношениях с Ю.Лужковым возникли осложнения, сопровождавшиеся взаимной критикой, а также шумной реакцией прессы. Конфликт был погашен к весне 1995 г., как полагают наблюдатели, в связи с необходимостью консолидировать силы партии власти в ответ на вызовы оппозиции. В апреле 1995 г. В.Черномырдин возглавил организационный комитет по созданию пропрезидентского и проправительственного общественного движения "Наш дом - Россия"(НДР), задуманного как противовес оппозиционным силам. В мае, после учреждения Движения был единогласно избран его председателем. С НДР связывались надежды на завоевание большинства в Государственной Думе второго созыва. Однако выборы развеяли эти надежды: НДР получил лишь 10,1% голосов, значительно уступив КПРФ и ЛДПР. В 1994-1995 годах имя Черномырдина неоднократно называлось в связи с будущими президентскими выборами. Сам он, однако, отрицал какие бы то ни было предположения о перспективах своего президентства. В начале кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. Центризбирком зарегистрировал уполномоченных представителей инициативной группы по выдвижению кандидатуры В.Черномырдина. В поддержку его было собрано более полутора миллионов подписей. Черномырдин неоднократно заявлял о нежелании баллотироваться и о своей поддержке кандидатуры Б.Ельцина. После победы Ельцина во втором туре президентских выборов Правительство, в соответствии с Конституцией РФ, подало в отставку. Формирование нового кабинета началось с выдвижения Президентом кандидатуры В.Черномырдина на пост Председателя Правительства, которая была одобрена 10 августа в Государственной Думе большинством голосов. В октябре 1996 г. был назначен председателем Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. В числе первых шагов ВЧК было намерение объявить банкротство КАМАЗа, однако положение было урегулировано благодаря вмешательству руководства Республики Татарстан. Весной 1997 г. Президент Ельцин начал реорганизацию Правительства, сохранив за Черномырдиным пост премьера. Двумя первыми вице-премьерами были назначены А.Чубайс и Б.Немцов. Черномырдин высказал публичное одобрение назначения Чубайса как профессионального экономиста от прихода которого "в Правительстве только прибавится". В.Черномырдин воздерживался от публичных заявлений по поводу военных действий в Чечне с момента ввода федеральных войск на территорию республики в ноябре-декабре 1994 г. В июне 1995 г. фактически взял на себя урегулирование острой ситуации с захватом чеченскими террористами большой группы заложников в г. Буденновске Ставропольского края. В результате телефонных переговоров В.Черномырдина с командиром боевиков Ш.Басаевым заложники были освобождены. В 1996-1997 годах В.Черномырдин проводил переговоры с чеченским руководством по проблемам урегулирования конфликта и российско-чеченским взаимоотношениям. Согласно опросам ВЦИОМа, на протяжении 1994-1996 годов от 23 до 35% россиян утверждали, что премьер Черномырдин должен уйти в отставку. С тех пор как он стал самостоятельной политической фигурой (а это, как принято считать, произошло во время телефонных переговоров с Ш.Басаевым перед телекамерами в 1995 г.), премьеру и в самом деле несколько раз грозила отставка. Однако из всех трудных ситуаций он выходил "сухим", постепенно приобретая статус "главного реформатора". В официальном обращении в связи с отставкой кабинета министров и персонально премьера Черномырдина, Б.Ельцин мотивировал свои действия следующим тезисом: "В последнее время правительству не хватает динамизма, инициативы, новых взглядов, свежих подходов и идей... Стране нужна новая команда, способная добиться реальных ощутимых результатов". Ельцин также сказал, что пришло время В.Черномырдину сосредоточиться на политической работе и подготовке к выборам. ("Московские Новости" Nо 11, 22-29.03.1998). Одновременно с отставкой с поста премьер-министра был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Попытку вовращения В.Черномырдина к руководству Правительством РФ (назначение и.о. премьера) в августе 1998 г. Президент Ельцин мотивировал заботой о преемственности власти в 2000 г., а также необходимостью иметь на этом посту в обстановке жестокого финансового кризиса надежного "тяжеловеса", как сам Президент назвал Черномырдина. Его "главные достоинства - порядочность, честность, основательность, по словам Ельцина, будут решающим аргументом на предстоящих президентских выборах".

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован